|
базового ориентира: ни в самом стоячем камне, ни вокруг него нет никаких
признаков, что он указывает в направлении острова Джура или, если уж на то
пошло, в любом другом направлении.
Раскопки, проведенные Маккаем в 1970 году, вроде бы дали ответ на оба вопроса.
Александр Том еще раньше заметил нечто вроде ровной площадки на склоне холма за
курганом, откуда в хорошую погоду можно было видеть очертания острова. При
раскопках Маккай не обнаружил древних предметов, но установил, что поверхность
площадки была выровнена искусственно. С какой другой целью ее могли соорудить,
кроме как для астрономических наблюдений? К сожалению, археологов это не
убедило. Когда они попробовали разглядеть очертания острова Джура с площадки на
склоне, некоторые утверждали, что это либо невозможно, либо возможно в редких
случаях, при исключительно благоприятных атмосферных и погодных условиях. На
самом деле, гораздо легче увидеть Джуру, если подняться выше по склону, но там
нет никаких следов человеческой деятельности. Геологи не смогли прийти к
единому мнению в вопросе о том, имеет ли площадка искусственное происхождение.
Астрономическое предназначение монумента в Кинтроу остается недоказанным.
На небольшом расстоянии вдоль побережья от Кинтроу, в местечке Баллохрой, ряд
из трех камней указывает на каменную гробницу, где некогда хранились останки
кремированного тела. Если смотреть вдоль линии, образованной тремя камнями в
день зимнего солнцестояния, то солнце заходит точно за гробницей. Средний из
трех камней имеет прямо-Угольную форму, и если смотреть вдоль длинной стороны,
то можно наблюдать заход солнца в день летнего солнцестояния за теми же горами
на острове Джура, которые видны с Кинтроу.
Но и здесь не все так ясно, как хотелось бы Александру Тому. Гробница некогда
была увенчана каменным курганом, закрывавшим вид на солнце в день зимнего
солнцестояния. Первый из трех камней в ряду указывает в направлении острова
Джура, но не на заход солнца в день летнего солнцестояния, в то время как
третий, самый высокий, вообще не указывает в каком-либо конкретном направлении.
Единственное различие между камнями заключается в том, что один из них вроде бы
имеет астрономическую ориентировку, а другие нет; повышать статус одного камня
до точки наблюдения и игнорировать остальные было бы большой натяжкой.
Критическое изучение гробницы и ряда камней в местечке Баллохрой не позволяет
сделать однозначного вывода о том, что этот объект когда-то служил «солнечной
обсерваторией».
Общие выводы о «жрецах-астрономах» Александра Тома были неутешительными: эти
персонажи во многом оказались плодом воображения ученого-энтузиаста. По словам
доктора Эвана Хадингема, археолога и автора научных книг, совершившего в 1983
году поездку в Бретань для оценки археологических свидетельств существования
«лунной обсерватории», мы имеем дело с разновидностью добросовестного
заблуждения:
«Результаты исследований профессора Тома привели к созданию своеобразного
научно-фантастического произведения, в котором древние бретонцы пользовались
своими «лунными обсерваториями» со страстью к точным измерениям, поразительно
похожей на поведение современных инженеров и астрономов. Хотя мегалиты
действительно были связаны с верованиями о Солнце и Луне, вполне очевидно, что
они были лишь одним из аспектов сложной системы идей и ритуалов, отражавших
религиозные верования.
Мы должны быть благодарны Тому и его коллегам за пробуждение интереса к
интеллектуальным навыкам доисторических европейцев. Однако многие выводы о
науке времен каменного века, как сейчас ясно, оказались лишь неосознанной
проекцией современного научно-технического мышления на безмолвные руины
четырехтысячелетней давности. Существует очень мало реальных доказательств в
поддержку теории, согласно которой строители мегалитических монументов могли
точно предсказывать солнечные и лунные затмения. Эта задача была бы крайне
сложной в отсутствие письменности и развитой системы математических расчетов».
Ритуальная астрономия
Сохранится ли идея о доисторической астрономии в Европе, если мы откажемся от
таких крайностей, как теории Тома и Маккая? Конечно, сохранится. Как и в
Баллохрое, астрономические соответствия наблюдаются во многих древних
погребениях на территории современной Европы; предположительно, цикл движения
Солнца и Луны считался связанным с циклом человеческой жизни от рождения до
смерти - и, возможно, возрождения, если древние европейцы верили в реинкарнацию.
Наиболее знаменитым считается местечко Ньюгрейндж в Долине Бойн (Ирландия) -
массивная каменная гробница с внутренним покоем, сооруженная около 3500 г. до н.
э. Длинный коридор ведет из центрального помещения к дверному проему на склоне
кургана, у подножия которого установлен большой валун, покрытый резными
спиралями. Над этим входом находится необычный элемент конструкции, названный
«чердачной щелью». Это узкое отверстие открылось лишь после долгих раскопок,
выполненных Майклом и Клэр О'Келли из Коркского университета. Оно было забито
крупными кусками кварца, впоследствии тщательно удаленными. После реставрации
входного коридора было замечено, что в день зимнего солнцестояния лучи солнца
|
|