|
район вокруг Алтар-де-Сакрифисио был населен еще долго после того, как
правители сошли с исторической сцены. 1акая же картина наблюдалась и в Белизе
после крушения городов-государств. Хотя численность населения действительно
уменьшилась, у нас достаточно археологических доказательств, чтобы усомниться в
том, что все низменные дождевые леса были немедленно заброшены, когда люди
начали покидать города.
Отсутствие значительных интервалов в культурных слоях цивилизации майя -
сильный аргумент против теории перенаселенности и экологической катастрофы.
Если почвы действительно были истощены чрезмерной эксплуатацией, то как
крестьянам удавалось жить на своей земле еще долго после падения городов?
Разница между территориями, опустошенными войной, и более благополучными
районами указывает на важное значение человеческого фактора в крушении
классической цивилизации майя. Постоянно увеличивавшаяся нагрузка на
крестьянство и неспособность аристократии предпринять что-либо для реального
исправления ситуации - все это должно было послужить мощным стимулом для
перемен в обществе. Землетрясения и неурожаи лишь усугубляли бедственное
положение.
Даже если и предпринимались какие-то попытки повернуть вспять ход событий,
этому мешала одна характерная особенность мировоззрения древних майя.
Аристократы были убеждены в пророческой силе своих сложных календарных систем.
В частности, они считали, что конец календарного цикла (790 г. н. э.)
предопределяет политические потрясения. Таким образом войны, общественные
волнения и другие катаклизмы оказались неизбежными и неустранимыми, поскольку
они были вплетены в саму ткань бытия. Войны становились все более кровавыми,
так как правители городов-государств сражались в «положенное» время для войны и
приносили в жертву пленных, чтобы умилостивить богов. Уставшие смотреть, как их
мир разваливается на части, пока аристократы только и делают, что воюют друг с
другом, крестьяне взяли власть в собственные руки.
Календарь майя
Возможно, величайшим интеллектуальным достижением майя была их сложная
календарная система. Они пользовались одновременно двумя календарями:
260-дневным и 360-дневным. Укороченный вариант календаря майя унаследовали от
цивилизации сапотеков в Оахакской долине Мексики, которые начали записывать
даты по этому календарю около 600 года до н. э. В этом календаре было 20
именных дней, каждый из которых повторялся 13 раз, «короткий год» из 260 дней
назывался тцолкин.
Календарь был не только предметом, отмеряющим время, но и проводником в будущее.
Как поясняет ведущий специалист по истории майя, профессор Майкл Коу:
«Каждый день имел собственные предзнаменования и ассоциации, а неизбежная смена
20-дневных циклов служила своеобразной предсказательной машиной,
предопределявшей судьбы индейцев майя и всех других народов Мексики».
На гватемальских возвышенностях и в наши дни обитают «календарные жрецы»,
которые могут дать название любого дня в 260-дневном цикле.
Как этот «короткий год» был связан с настоящим годом? Семьдесят три 260-дневных
цикла (18 980 дней) составляли 52 реальных года, и с этого момента оба
календаря снова синхронизировались. Поэтому был изобретен календарный цикл,
повторявшийся каждые 52 года.
Календарный цикл с периодом возобновления 52 года выглядит очень коротким для
культуры, обладавшей столь выдающимися математическими способностями. Причину
его создания можно обнаружить в структуре календаря так называемого Долгого
Счета майя. Их повседневный календарь состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.
С учетом пяти дополнительных «несчастливых» дней в конце года, вызывавших
суеверный ужас, годовой цикл достигал 365 дней и сравнивался с солнечным годом.
Предположительно, поскольку это число не вписывалось в их двадцатиричную
систему счисления, майя игнорировали пять дополнительных дней и придерживались
360-дневного периода (тун) для своего Долгого Счета.
Долгий Счет состоял из серии периодов, отсчитываемых по возрастанию, начиная с
одного дня (кину.
20 кин = 1 уйналь (20 дней)
18 уйналей
=
1 тун (360 дней)
20 тунов
=
1 катун (7200 дней)
=
19,7 года
|
|