|
минойской виллы в Амнисосе на северном побережье Крита Маринатос пришел к
выводу, что минойская цивилизация была уничтожена извержением на близлежащем
вулканическом острове Тера (Санторин). В Амнисосе были обнаружены слои пепла и
вулканической пемзы, а Маринатос предположил, что стены виллы обрушились от
удара огромной приливной волны, или цунами, вызванной извержением вулкана. То,
что извержение Теры произошло во времена бронзового века, не подлежало
сомнению: в обломках вулканического происхождения уже была обнаружена керамика
минойского периода. В 1950 году Маринатос развил свою теорию. Исходя из
размеров кратера, оставшегося после извержения Теры, он предположил, что
катастрофа была в четыре раза мощнее, чем хорошо известное извержение вулкана
Кракатау в 1883 году. Во время этого извержения высвободилась энергия, равная
100-150 мегатоннам тротилового эквивалента - в 60 000-90 000 раз больше, чем
мощность первых атомных бомб, взорванных в пустыне Невада.
Не оставалось сомнений, что такой грандиозный катаклизм должен был уничтожить
все живое на Крите.
Маринатос встал на позиции Фроста, отождествлявшего Атлантиду с островом Крит,
и предположил, что извержение Теры (которое он датировал XV в. до н. э.)
породило легенду о гибели Атлантиды. В 1967 году, когда он начал раскопки на
острове Тера, то обнаружил настоящие минойские Помпеи. Под толстым защитным
слоем вулканического пепла и тефры открылись улицы, застроенные домами
минойской эпохи. В некоторых домах обнаружили прекрасные цветные фрески и
нетронутую керамику.
Романтический образ этого некогда преуспевающего города, стертого с лица земли
извержением вулкана, вдохновил ряд авторов на создание научно-популярных книг,
где единогласно утверждалось, что Тера была «настоящей Атлантидой». Дальше всех
пошел греческий геолог, профессор Ангелос Галанопулос, который предоставил
подробные аргументы, объясняющие, каким образом Тера и минойская цивилизация
могли послужить источником легенды об Атлантиде. Его главным доводом было то,
что многие элементы первоначальной истории в пересказе умножались на 10. По
словам Галанопулоса, египтяне на самом деле сказали Солону, что Атлантида
погрузилась на дно 900, а не 9000 лет назад. Это подразумевало XV в. до н. э.
(около 600 г. до н. э. + 900 лет) - тот самый период, когда произошло
извержение Теры.
Сходным образом, в изложении Платона огромная равнина, расположенная за
столицей Атлантиды, имела размеры 3000 на 2000 греческих стадий. Галанопулос
уменьшил эти цифры в 10 раз и получил приблизительные размеры центральной
равнины на острове Крит (34 на 23 мили). Что касается самой столицы,
Галанопулос отделил ее от равнины и высказал мнение, что размеры в описании
Платона (без деления на 10) совпадают с размерами острова Тера до извержения
вулкана. Таким образом, несмотря на некоторую непоследовательность, Галанопулос
мог с торжеством объявить, что он решил загадку Атлантиды, десятикратно
уменьшив все размеры в описании Платона.
Разобравшись с датировками и размерами, сторонники «минойской теории» начали
проводить многочисленные параллели между атлантической и минойской
цивилизациями. Почти все археологические находки вписывались (или могли быть
вписаны) в историю Платона об Атлантиде. Казалось, что загадка Атлантиды
наконец получила рациональное, академическое объяснение.
Однако выдерживает ли привлекательная минойская теория происхождения Атлантиды
более тщательную проверку? В конце концов, Платон описал катастрофу с
землетрясением и потопом, а здесь речь идет о вулканическом извержении.
Большинство других параллелей между Атлантидой и минойской культурой тоже
являются обобщенными и неубедительными. К примеру, Платон утверждал, что
защитная кольцевая стена, окружавшая метрополию, была сложена из красного,
белого и черного камня. Это описание сравнивалось с оттенками вулканических
пород, которые можно обнаружить на острове Тера; однако красные, белые и черные
породы можно найти в десятках мест, включая те, где нет вулканов.
Платон также говорил, что быков, которых приносили в жертву во время сложного
ритуала, ловили без помощи металлических орудий, пользуясь деревянными
дубинками и арканами. Сторонники критской теории указывают не только на
описание минойских игрищ с быками, но и на превосходную серебряную чашу
минойской работы (чаша Вапейо), где изображена ловля быков с помощью сетей и
веревок. Однако культ быка был широко распространен в древнем Средиземноморье,
начиная по меньшей мере с 6000 лет до н. э., и по распространенному обычаю,
всех жертвенных животных ловили без помощи оружия, которое могло ранить их:
лишь совершенно здоровые животные годились в жертву богам.
Ничто в описании Платона даже отдаленно не напоминает игры с перепрыгиванием
через быка, картины которых обнаружены при раскопках на острове Крит.
Характерной особенностью жертвоприношения быков в Атлантиде было то, что
животных подвешивали на колоннах, прежде чем перерезать им глотки. Еще в 1927
году было указано, что свидетельство существования этого обычая происходит не
из Эгеиды, а из Трои в северо-западной Анатолии (современная Турция). Многие
другие «параллели» между атлантической и минойской цивилизациями, такие, как
сравнение грандиозных общественных купален в Атлантиде (включая купальни для
лошадей) с минойскими купальнями, обнаруженными в Кноссе, тоже не выдерживали
критики.
Когда речь заходит о датировках и размерах столицы Атлантиды, главный довод
минойской/критской теории теряет силу. Метод деления на 10 выглядит убедительно,
но на самом деле это лишь пример современной игры с числами. Древние египтяне
действительно преувеличивали многое, включая и даты, но не умножая их на 10. В
|
|