|
Западе имена образовывались аглютинатив-но.
Народные предания связывают его, гиганта, с мегалитами, менгирами, дольменами.
Он или уронил камень, который нес, или бросил его, развлекаясь, а поскольку в
галльских легендах встречаются и довольно грубые шутки, попросту «облегчился»
посреди поля.
Те, кто придал легенде форму, в которой знаем ее мы, конечно, жили много позже.
Галлы восприняли легенды, существовавшие задолго до них, и, как и греки,
прибавили к ним много чудес. Гигант стал таким большим, что вырывал деревья с
корнем. С рождением христианства он даже стал отчасти дьявольским. Церковь
усугубила ситуацию, так что мегалиты, сооруже ние которых приписывалось ему,
стали считаться дьявольскими.
Трансформировались и предания, тоже в ущерб ему. Но память сохранилась, во
всяком случае в названиях.
«Гарган», то есть «камень гиганта», часто встречается в названиях
возвышенностей. Это места, которые почитались еще на заре христианства, так что
церковь постаралась присвоить их себе, отчасти из-за особых свойств земли,
отчасти — чтобы получить выгоду от того почитания, которое их окружало.
Часто «гарган» превращался в «Сен-Георг», иногда даже в «Сен-Горгон» — святой,
изобретенный специально по этому случаю.
Иногда их передавали другому святому или святой без переименования, как,
например, в Руане, где «гора Гарган» стала частью холма Святой Екатерины.
Паломники отправились на поклонение святой, поскольку гора обладала
чудодейственными свойствами.
Как и должно быть в стране с большим количеством мегалитов, во Франции много
мест с названием Гарган. Упоминавшийся мною Анри Донтанвиль обнаружил этого
«гиганта» возле Нефшатель-ан-Бре, в Аваллоне, в Геран-де, в Бовези, в Гудане, в
Лимузене, в Жарго, где Гар превратилось в Жар, на современной горе Сен-Мишель,
в Горгобан и в Гергови, в некоторых бретонских названиях, где Гар превратилось
в Кер, как в Керган.
В массиве Сен-Бом священный грот в начале нашей эры находился между Локус
Гаргариус и Каркариум, не может быть, чтобы два этих имени не были связаны
между собой — это след давних «путешественников», отметивших свое пребывание
здесь.
В другом обличье Гарган обнаруживается в Англии под именем мифического короля
Гегунта (но его дунн стал Норвичем. Завоеватели-саксы не знали его, и бретонцы
уже забыли).
Галльские хроники рассказывают о «Гурганте» с ужасной бородой.
Есть место, называемое Монте-Гаргано, где прежде стояло изображение
коленопреклоненного быка, которое считается легендарной могилой великого
Калхаса.
По Ликофрону, этот Калхас был убит Гераклом ударом кулака в голову (вот мы и
вернулись к войнам Геракла) По мнению Буассака, «Калхас» — слово, чуждое
греческому языку
В Микенах есть еще гора Калкани, возможно то был Гарган, мифический Кракус,
который основал Краков.
Анри Донтанвиль прямо связывает Гаргана с Аполлоном и Беленом. «В обоих случаях,
— говорит он, — как с Гарганом, так и с Аполлоном, похоже, они имеют отношение
к религии, предшествовавшей вторжениям греков, галлов или римлян, религии,
предшествовавшей индоевропейцам, то есть, неополитической»
Я не считаю — применительно к Гаргану или Гаргантюа, — что речь шла о религии в
широком смысле, даже если «с помощью» суеверий гигант был в какой-то степени
обожествлен речь идет об исторической легенде. Такое существо, гигант из камня,
это не бог, но некто, стоящий выше.
С другой стороны, в странах древнего гэльского
[21]
языка, например в Ирландии, «Гант» относится не просто к камням, во Франции,
если приглядеться, тоже.
Ирландия дала нам «Моргана», «Ганта» с моря, прибывшего мореплавателя, морского
человека. Он ученый, а его жена — Моргана — фея или колдунья (для одних фея,
для других колдунья)
Но «Гант» смягчается, палатализуется, как говорят в Сорбонне, и «ган»
превращается в «жан». Мы снова возвращаемся к нашему «Жану» — которого я все
больше и больше считаю исходно великим Антом-Антеем
Платон говорил о колонизации, проводившейся атлантами до катастрофы,
поглотившей их континент, очень может быть, что это действительно происходило в
глубокой древности.
Жорж Пуассон, изучавший Атлантиду с точки зрения науки, — сторонник
происхождения атлантов от кроманьонца, палеолитического человека разумного.
Эта кроманьонская раса — западная раса — конкурировала с расой «темной»,
происходившей из Азии или Западной Африки, давшей средиземноморскую расу, от
которой потом произошла нордическая.
Эта кроманьонская раса снова обнаружилась в мезолите, в Испании, на
Кантабрийском побережье в направлении Овьедо, где ее потомки жили до бронзового
века. Скелеты гуанчей с Канарских островов представляют почти чистый ее тип.
Эта раса была сосредоточена преимущественно у берегов Атлантики.
Некоторые ученые полагают, что в наши дни Дор-донь, юг Шаранты и Страна басков
полностью заселены потомками кроманьонцев.
Некоторые находят ее среди андалузцев, берберов и в Ирландии.
|
|