|
природе, временах года и растениях.
Варвары, которые занимались скотоводством, используя все возможные знания о
физиологии и инстинктах животных.
Варвары, которые были мореходами и знали все о морской стихии, ветрах,
навигации и корабельном деле…
Наконец, варвары, которые «управлялись» с каменными блоками, которые не по
силам современным инженерам, со всей их современной техникой…
Похоже, мы что-то упустили в подходе к рассмотрению истории-Историки закрывают
глаза на множество фактов…
Люг и Люзина
Аигуры, предшествовавшие галлам, жили уже во времена Геракла и оставили нам
следы своего существования: они не имеют ничего общего с племенами битуригов,
атребатов или арвернов. Остались докельт-ские названия различных мест.
Удивительно, что Жюлиан не сопоставил (что было бы очень логично) слово
«лигуры» и имя бога «Люга». Я думаю, что именно этот бог, больше, чем язык, так
долго поддерживал то западное единство, о котором говорит Жюлиан, поскольку
если язык не устоял перед вторжением кельтов, то бог Люг приобрел
новообращенных, которые вместе с его «божественностью» почитали его святые
места, священные горы, реки и камни.
Значительная часть названий рек в Галлии пришла к нам от него, среди них —
название его великой священной реки: Лаура, которая была Лиг-ара, река Люга, и
ее спутницы — Алье — Аль-Лиг-ара… И еще множество рек с названиями Луар, Луан,
Луинь — воды Люга.
И вот мы встречаемся с богом Люгом, таким древним, что можно было бы удивиться,
как долго он продержался, если бы мы не знали, что и сами лигуры сохранились в
Галлии и даже во Франции до наших дней.
На галльской земле такие названия многочисленны не только там, где корень «люг»
сохранился без изменения, как в названиях Люгассон, недалеко от Бордо, или
Люгрэн в Верхней Савойе, но и в названиях Люк, Лион, Леон (бывший Люгдунум),
многочисленных Лу также Лувьер, Лудэн, несомненно, в бельгийском Люик и
фламандском Локерен.
Он царствует не только в Галлии. На иберийском полуострове его можно отыскать
всюду, где не навя зали свою топонимику арабы. «Дорога святого Якова» идет по
пути Люга, от Логроно до Леона и Луго. Лигурийский берег носит теперь имя
«Коста де ла Луз», и Португалия по-другому рвется Лузитанией.
В Англии он в имени Лондона, который был Лутду-нум, он — в Лейдене, а один
британский автор увидел его даже в названии Легуты, в Силезии.
Игнорируемый склонными к латинизации грамотеями нашей эпохи, он часто изгонялся
из мест своего «обитания» специалистами по топонимике… Так, мне кажется, что
«Лютеция» (Париж) более очевидно выводится из «Люго-тиция», чем из «левкое»
(белый), слишком греческого для такого древнего места. И что Лу (Loups) но
имеет ничего общего с «люпус» (волк)!
Но кто такой Люг? Бог ли он в привычном нам сегодня понимании или в том, как
его понимали римляне?
Римские боги — обновленные греческие — были богами «с определенными
обязанностями». Мы сегодня имеем христианское понимание Бога, но концепции
меняются. Бог Израиля был прежде всего Богом одного племени. Он сам сказал: «Я
— Бог Израиля», он заключил союз с Израилем, он вел борьбу с другими богами, а
Израиль должен был оставаться верным ему. Бытие, которое есть Все, даже его
собственная противоположность, как материя, так и дух, ускользает от еврейского
народа…
Не таков ли и бог Люг, который носит имя своего народа, нечто вроде пастыря
племени, или народа, или объединения с одинаковым языком?
Всегда трудно говорить о неизвестных богах. К счастью, благодаря ирландским
легендам, мы о нем все-таки кое-что знаем. Люг — изобретатель, строитель,
волшебник. Это «Люг-с-длинными-руками», — деятель. У него есть котел, в котором
он варит снадобья, исцеляющие больных и раненых и воскрешающие мертвых, —
первый из Граалей… Он врач и алхимик. Он работник-универсал и поэтому имеет
разные обличья. Он — творец. Он сын Сиана, или Гиана (или Киана) Пылающего. Он
сын Лира или Лейра (вот ирландский след). Он сын Диансехта и поэтому плотник,
кузнец, атлет, арфист, воин, поэт, волшебник, врач, виночерпий, бронзировщик,
игрок в шахматы…
Он будет духовным отцом Кухулина, рыцаря Красной Ветви.
В Скандинавии он Локе (или Локи), нечто вроде демона среди германских богов,
захвативших кельтский Север. Он становится «хитрецом», «изобретателем», который
обманывает других богов. Может быть, он олицетворяет сопротивление захватчикам…
Как у Афины есть птица — сова, являющаяся ее символом и давшая ей всевидящие
глаза, так у «Люга» есть свое животное, своя птица — ворон, чье название у
лигуров — Люг. Или Лу.
Вот что сказал об этом вороне Марсель Моро: «Он — создатель и преобразователь.
Это он в своем клюве принес ил из глубины вод на поверхность, и Бог создал для
людей землю. Ворон — божество грома, дождя и бури, заставляющий сиять свет и
устраивающий жизнь в потустороннем мире. Он научил людей разводить огонь,
охотиться, ловить рыбу, он защищает от злых духов».
Алхимики сохранили его символ в своих «черных трудах», да и строители собора
Парижской Богоматери не забыли: они сделали его указателем места, где находится
|
|