|
норманнов».
И если не для них, то для их «просветителей» это было так!
«Они не были художниками, — говорит Жюлиан, который придерживается
сентиментальной художественной концепции своего времени, — но при обработке
материалов обнаруживали остроту глаза, точность движений и стойкость в
физическом напряжении».
Это исключительно важно! Спрашивается, откуда же пришла эта чисто западная
традиция, которая в своих монументальных воплощениях избежала подражания Риму,
несмотря на Марсель и путешественников-греков, и которая, став христианской и
испытав давление варваров — визиготов, бургондов или франков, — лишь нехотя
приняла восточные образцы, чтобы дать первый всплеск — романский стиль, еще
несущий отпечаток подражания заморским образцам, а потом — апофеоз готики, не
имеющей, кажется, никакого источника, никакого образца. Это было не что иное,
как приспособленная к новым временам и обрядам давняя традиция лигуров…
Снова обратимся к Жюлиану:
«На первый взгляд, обитатели Галлии в столетия, предшествовавшие 600 году,
кажутся прежде всего обработчиками камня. Именно из камня сделаны основные
предметы, сохранившиеся от тех времен: кремневые наконечники стрел и копий —
оружие незапамятных времен, от которого человек никогда не мог отказаться;
мегалитические постройки из грубо обтесанных каменных блоков и плит и, наконец,
топоры из отполированного камня.
Именно последние свидетельствуют о степени развития производства, требовавшего
очень большого терпения и фантазии. Чтобы изготовлять эти мощные инструменты,
способные рубить твердые стволы деревьев… с гладкой, словно стеклянной,
поверхностью и с лезвием острым, словно из металла, нужно было тщательно
выбирать камни, наиболее прочные и лучше поддающиеся полировке, подходящей
формы, которые можно было и обкатывать, и шлифовать. Таким образом, люди должны
были иметь точные знания о свойствах местных горных пород»
Чувствуется, что, если бы Жюлиан не был выпускником Коллеж де Франс,
[11]
он бы решился употребить слово «посвящение». Именно о посвящении в законы
материи идет здесь речь.
«Также и самые большие менгиры и дольмены обнаруживают чудеса механики. Даже
если большинство этих блоков были взяты недалеко от места постройки, их нужно
было отделить, притащить, поднять, установить на место и закрепить; некоторые
весили по 250 тонн, иные и больше, а отдельные камни, причем из самых тяжелых,
нужно было доставить за семь-восемь лье» (250 км для некоторых мегалитов
Стоунхенджа).
И для всего этого были нужны, помимо рук людей которые, как можно предполагать,
там имелись, «рычаги, катки, лебедки, тросы, взаимодействие, силу тяги и
прочность которых нужно было тщательно рассчитать»
Короче говоря, нужны были инженеры. Но как нам осмелиться говорить об инженерах
тех времен?
«Однако, — это опять Жюлиан, не оставляющий темы, — не забудем и о плотниках.
Их тяжелые каменные топоры были предназначены для отсекания и обтесывания
огромных кусков. Жилища живых, крепко построенные и хорошо приспособленные,
были так же многочисленны, как каменные помещения для мертвых.
Эти люди так же успешно изучали дерево, как и камень они рассчитывали прочность
балок, устойчивость и долговечность материала. Это они создали свайные
основания для озерных поселений в Швейцарии и Савойе».
И это работа не ученика, но мастера, расчетчика, у которого знание материала
заложено в руках и в мозгу- именно это и есть посвященностъ.
Они были и земледельцами. Жюлиан опускает этот вопрос, но до сего дня есть
доказательства этому в виде умелого использования террасных полей и подпорных
стенок из сухого камня, обеспечивающих растениям и необходимую влагу, и хорошее
освещение для вызревания
Доказательства многочисленны в каменистых районах, где поля тщательно расчищены
и ограничены каменными стеночками, которые простояли уже много веков, в
лесистьхх районах, на вырубках, где сделано все возможное, чтобы сохранить
плодородие почвы и избежать эрозии из-за ветра и воды
Но земледелие, если оно ручное, требует много усилий и умелого использования
орудий труда Нужен и «посвящающий» — ученый агроном.
Древние удивлялись (а с ними и Жюлиан), почему эти люди, лигуры, которые
сопротивлялись римлянам яростнее, чем испанцы и галлы, одержавшие не одну
блестящую победу, не оставили ни одного имени предводителя, в противоположность
другим народам, так, что даже невозможно узнать, как ими командовали.
Это обстоятельство очень затрудняет работу историков, для которых история часто
сводится к именам… трудно поверить, что у лигуров не было культа личности:
запретить предводителю иметь имя, запретить ему считать себя выше остальных
(даже если это и так) — какая мудрость и какое величие!
Подведем итог.
В неолите (впрочем, когда он был?), до нашествия кельтов и римлян, страну
занимали варвары, грабители и невежды, умевшие при этом замечательно
обрабатывать камень и дерево и обладавшие научными знаниями об этих материалах
и способах их использования.
Варвары, которые занимались земледелием, используя все возможные знания о
|
|