|
Первая ладья была обнаружена в высеченном в каменистом грунте рве длиной около
33
м
и шириной 3
м
. Так как ее длина (43,4
м
) превышала длину рва, то некоторые части, в том числе нос и корму, сняли еще в
древности. Их, а также около 650 различных деталей нагромоздили на остов судна.
Тут же находились канаты, циновки, плетеные корзины и 12 пятиметровых весел из
кедрового дерева. Установлено, что на воде лодка никогда не была. Вне всякого
сомнения, это не так называемая солнечная ладья, т. е. судно, на котором, по
представлениям древних египтян, умерший фараон должен был сопровождать бога
Солнца Ра в его плавании по небосводу. Отсутствие соответствующих эмблем служит
тому доказательством. Видимо, лодка, сделанная из ливанского кедра, а также
местных пород дерева, например акации, предназначалась для паломничества Ка
Хеопса по храмам страны. Высказанное Ж.-Ф. Лауэром прежде предположение, что
она использовалась в погребальном кортеже, вероятно, следует отвергнуть.
Отметки каменоломен на плитах показывают, что лодку спрятали не ранее восьмого
года правления Джедефра — преемника Хеопса.
Открытие египетских археологов имеет первостепенное значение для истории
кораблестроительного искусства. Ранее такие древние (свыше 4500 лет) и такие
большие лодки были неизвестны. Полностью восстановленные, они будут выставлены
в специальном помещении.
* * *
Выше уже говорилось о познавательной ценности книги Ж.-Ф. Лауэра.
Действительно, она дает вполне ясное представление о том, что в настоящее время
известно науке о, быть может, наиболее примечательных и пользующихся наибольшей
славой памятниках древности, которые были созданы талантливым народом, чья
культура оказала значительное влияние на культуру античного мира, а через нее и
на нашу. Вот почему труд французского архитектора-археолога будет интересен
всем, кому небезразличны сокровища искусства и науки, унаследованные от
минувшиих поколений. Надо полагать, что его книга найдет обширный крут
читателей. Особенно полезна она будет, конечно, историкам, прежде всего
преподавателям средней школы и студентам.
Одно из основных ее достоинств, при всей внешней парадоксальности подобного
утверждения, — это актуальность и даже злободневность некоторых затронутых в
ней проблем. Лауэр с огромным знанием дела, опираясь на точно установленные им
самим, а также другими специалистами — археологами и египтологами, историками и
архитекторами — факты, подвергает уничтожающей критике всевозможные
псевдонаучные религиозные, мистические и прочие, связанные с пирамидами теории.
Подобного рода «труды», плод самоуверенного невежества, заумных бредней или
шарлатанских измышлений, широко распространены и по сей день в странах
капиталистического мира, особенно в Англии, США, ФРГ и Франции. К сожалению,
хотя и редко, но все же отдельные ловко замаскированные мнимой научностью
домыслы попадают на страницы наших популярных журналов и молодежных газет. Вот
почему следует к сказанному Лауэром добавить еще некоторые соображения.
Под видом раскрытия так называемого секрета пирамид, в которых якобы
запечатлены тайные познания древних египтян или каких-либо никогда не
существовавших народов, вроде обитателей мифической Атлантиды, а также
всевозможные пророчества и откровения, авторы подобных «изысканий» со всеми
внешними атрибутами научных трудов — таблицами, схемами, диаграммами, «точными»
математическими расчетами — преподносят читателю реакционные, заумные и лживые
домыслы, совершенно искажающие подлинную историю человечества, извращают законы
его развития.
В этих книгах и брошюрах, абсолютно не считающихся с доподлинно установленными
историей и археологией фактами, находят приют самые бредовые идеи. Иногда не
знаешь, чего в них больше — болезненного воображения, входящего в компетенцию
врача-психиатра, или сознательного шарлатанства, рассчитанного на легковерных
простаков. Так, некий П. Брайтон в вышедшем несколькими изданиями на разных
языках увесистом томе, озаглавленном «Исследования о таинственном Египте»,
вполне серьезно повествует о том, как к нему являлись всевозможные духи, когда
он провел ночь в усыпальнице Хеопса в недрах его пирамиды. По уверению автора,
последнюю воздвигли в незапамятные времена пришельцы из Атлантиды — древнейшие
мистики. Известный немецкий египтолог Гюнтер Редер в рецензии на немецкий
перевод этого «труда» меланхолически замечает: «Эта книга, напечатанная тиражом
в пять-шесть тысяч экземпляров, вероятно, многих введет в заблуждение»
7
.
Если П. Брантон и ему подобные (можно привести еще немало примеров)
отталкиваются от явно мистических идей, в которых любой здравомыслящий человек
разберется достаточно скоро и сам, то гораздо серьезнее обстоит дело, когда в
наукообразной форме скрытно провозглашаются профашистские теории, прежде всего
расовые. О. Мук, выпустивший объемистую книгу, почти в 300 страниц
8
, уже не жонглирует всевозможными измерениями и вычислениями, что после
|
|