Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: Тайны Древних Цивилизаций :: Жан-Филипп Лауэр - Загадки египетских пирамид
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
ними в единоборство Ра и его свита с тем, чтобы, одолев их, на заре вновь 
осветить землю своими лучами.
Некоторые египтологи полагают, что в первой пирамиде — ступенчатой — фараона 
Джосера в Саккара воплощена идея гигантской лестницы, долженствующей облегчить 
умершему царю восхождение на небо — к его отцу Ра. В дальнейшем форма 
схематизируется, упрощается, превращаясь в обычную пирамиду.
Еще менее ста лет назад среди ученых было распространено убеждение, что 
пирамиды «безгласны». Таково во всяком случае было мнение основателя Службы 
древностей Египта и Каирского музея — известного французского археолога О.
 Мариетта, прославившегося своими раскопками в районе Мемфиса. Однако незадолго 
до своей смерти, последовавшей в самом начале 1881 г., ему пришлось призваться 
в своей ошибке.
Весной 1879 г. один из арабов, старший рабочий археологической экспедиции в 
Саккара, погнался за лисой. Пытаясь найти убежище, она юркнула в отверстие, 
зиявшее в груде мусора подле развалин пирамиды. Следуя за ней, рабочий проник в 
подземные помещения, приведшие его, как впоследствии выяснилось, в погребальную 
камеру фараона Пепи I — третьего царя VI династии, правившего в XXIV в. до н. э.
 Стены ее были покрыты иероглифами. Так были обнаружены, может быть древнейшие 
из известных нам, памятники египетской религиозной письменности, получившие 
название «Тексты пирамид». Затем Г. Масперо исследовал пирамиды Унаса (V 
династия), Тети, Меренра, Пепи II (VI династия), где тексты также покрывали 
стены погребальных покоев. Много позже, в 20–30-х годах XX в., Г. Жекье нашел 
новые варианты текстов в гробницах жен Пепи II — Нейт и Уджебтен — и 
малоизвестного фараона VII династии — Аба (Иби), который, согласно 
древнеегипетской традиции, считался последним царем эпохи Древнего царства.
Итак, что такое Тексты пирамид, каково их содержание? Жестоко ошибется тот, кто 
представит себе их в виде связного, последовательно изложенного трактата либо 
собрания гимнов, псалмов или молитв. В действительности это набор отдельных 
формул и заклинаний без всякой системы и внутренней связи, восходящих к 
глубочайшей древности. Вне всякого сомнения, многие из них были непонятны даже 
современникам фараонов V и VI династий. Варианты, обнаруженные в гробницах 
различных царей, существенно отличаются друг от друга по составу и объему.
Основное назначение Текстов пирамид — обеспечить покойного царя или покойную 
царицу благополучным, достойным их высокого сана посмертным существованием. 
Египтяне твердо верили (эта вера восходит еще к первобытным представлениям) в 
магическую силу слов, особенно если они сопровождались соответствующими 
магическими действиями.
Разобраться в содержании Текстов пирамид очень нелегко. И многое в них остается 
для нас неясным, так же как и для тех, по чьему повелению они высекались 
тысячелетия назад на стенах гробниц. В этих заклинаниях отразились религиозные 
и магические представления десятков поколений на протяжении веков.
Прежде всего это жертвенные формулы, затем всевозможные магические заклинания, 
отвращающие враждебные силы природы или ограждающие от злых богов, наконец, 
многочисленные, далеко не всегда понятные нам сопоставления с циклом мифов об 
Осирисе, с которым отождествляется умерший фараон, или о боге солнца — Ра. Они 
должны были придать покойному царю все силы и свойства божества, приобщить к 
Эннеаде, т. е. девятке богов, почитавшихся в Гелиополе — центре культа Ра. 
Представление о ней возникло в результате теологических спекуляций местных 
жрецов, стремившихся в целях возвеличения своего бога объединить вокруг него 
важнейших богов, почитавшихся в Египте. В Эннеаду входили: Ра-Атум, божество 
заходящего солнца, породивший супружескую пару — богов воздуха и влаги — Шу и 
Тефнут, от которых произошли бог земли Геб и его жена богиня неба Нут, и дети 
последних: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, в представлениях о 
девятке богов гелиопольские жрецы хитроумно сочетали основные действующие 
персонажи мифов, группировавшиеся вокруг Ра и Осириса.
Многие заклинания Текстов пирамид возникли тогда, когда предки египтян 
совершали обряд магического каннибализма или погребали умерших в ямах, вырытых 
в песке. Только таким образом можно объяснить строки, где царь представлен 
«пожирающим бога». Наиболее архаичны Тексты пирамиды Унаса. В одном из них 
описывается, как он «ест людей, живет богами… Принесены ему тысячи… закланы для 
него сотни… Он хватает сердца богов, он ест красное, он пожирает зеленое… 
Питается внутренностями насыщенными, удовлетворяется он жизнью, сердцами, 
чарами их…». В другой говорится о «сбрасывании песка с лица» — явный анахронизм 
для времени, когда фараонов давно уже погребали в пирамидах. Подобные примеры 
могут быть приведены во множестве.
Фараоны проявляли деятельную заботу о том, чтобы заблаговременно обеспечить 
свое Ка всем необходимым ему после смерти. При пирамидах создавались целые 
поселения из жрецов, чиновников, ремесленников и рабочих, которые должны были 
совершать ритуальные жертвоприношения и заботиться о сохранности пирамид. С 
этой целью к заупокойным храмам приписывались деревни и поместья. На средства 
их населения содержались все, кто в той или иной степени оказывался причастным 
к культу мертвых фараонов. Естественно, что подобные непроизводительные расходы 
ложились тяжелым бременем на страну.
Пирамиды воздвигались не только для того, чтобы обеспечить фараону посмертный 
покой и поразить воображение народа, но и для того (как это ни парадоксально), 
чтобы охранять его от подданных. Именно поэтому замуровывали многотонными 
колоссальными гранитными или базальтовыми глыбами коридоры, ведущие в 
погребальную камеру, засыпали переходы и шахты, а позднее пробивали в скале 
сложную систему подземных переходов и колодцев, устраивали ловушки и ложные 
ходы, высекали на стенах страшные заклятия, тщательно прятали под облицовкой 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-