Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: Тайны Древних Цивилизаций :: Жан-Филипп Лауэр - Загадки египетских пирамид
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
3
.

Чем же объяснить, что фараоны проявляли такую чрезмерную заботу о своих 
останках, для сохранения которых не жалели никаких сил и средств? Ответ на этот 
вопрос может дать хотя бы беглое знакомство с религиозными верованиями древних 
египтян, в частности с их представлениями о судьбе умерших. Конечно, в течение 
почти четырех тысячелетий эти представления претерпели немалые изменения, но 
основная концепция, оформившаяся еще на заре египетской цивилизации, оставалась 
неизменной. На протяжении долгих веков египтян воодушевляло страстное желание 
добиться воскрешения после смерти, достичь счастливого загробного существования.
 В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находившие последний 
покой в вырытых в песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных 
горах — пирамидах фараоны Древнего царства, и современники Александра 
Македонского и Цезаря. Многое из представлений обитателей долины Нила о 
потустороннем мире и о воскрешении умерших заимствовало христианство, что 
способствовало его победе прежде всего в самом Египте.
В самой отдаленной древности считалось, что после смерти человек продолжает 
бытие по образу и подобию земной жизни. По представлениям египтян, все люди при 
рождении наделяются Ба — «душой» и Ка — «двойником». «Двойник» — его нечто 
вроде гения-покровителя, который заботится о человеке после его смерти. Когда 
человек умирает, Ба и Ка отделяются от него, и воскрешение его возможно лишь в 
том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое.
 Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойника. Сначала они 
зарывали трупы в сухой песок окаймляющих Нил пустынь, что в условиях местного 
климата обеспечивало довольно длительную консервацию. Затем, с появлением 
гробниц, умерших предохраняли от тления при помощи специальных растворов, в 
частности натрона, а также повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами.
 В конце концов длительный опыт позволил достичь того высокого уровня 
бальзамирования, благодаря которому, правда при соответствующих климатичеких 
условиях, до наших дней сохранились мумии многих фараонов и тысяч их подданных.

Геродот упоминает о трех способах мумификации. Самый совершенный, пишет он, 
заключается в том, что «прежде всего с помощью железного крючка извлекают из 
головы через ноздри мозг; так извлекается, впрочем, только часть мозга, другая 
часть — посредством вливаемых туда медикаментов; потом острым эфиопским камнем 
делают в паху разрез и тотчас вынимают из живота все внутренности; вычистивши 
полость живота и выполоскавши ее пальмовым вином; снова вычищают ее перетертыми 
благовониями; наконец, живот наполняется чистой растертой смирной, касией и 
прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут 
в самородную щелочную соль на семьдесят дней… По прошествии семидесяти дней 
покойника обмывают, все тело обворачивают в тонкий холст, порезанный в тесьмы и 
снизу смазанный гумми, который в большинстве случаев употребляется у египтян 
вместо клея. Тогда родственники получают труп обратно, приготовляют деревянную 
человекоподобную фигуру [саркофаг], кладут туда труп, закрывают ее и сохраняют 
в могпльном склепе…»
4
.

Однако мумификация далеко не всегда обеспечивала сохранность тела усопшего. 
Поэтому египтяне из твердых пород камня и дерева изготовляли портретные статуи, 
которые в случае гибели тела служили местом обитания Ка. Эти статуи помещались 
в специальные замурованные камеры (сердабы), лишь через узкую щель, пробитую на 
высоте глаз, соединявшиеся с внешним миром. Им приносились заупокойные жертвы, 
сопровождаемые молитвами и заклинаниями, которые должны были обеспечить 
покойному вечное блаженство в царстве мертвых.
Посредством всевозможных обрядов, заклинаний и амулетов усопший отождествлялся 
с богом Осирисом, владыкой загробного мира, предательски убитым братом Сетом. 
Точно так же, как Осирис был воскрешен силой магических заклинаний своей 
сестрой и супругой Исидой, любой умерший, над которым все обряды совершали уже 
жрецы, должен был воскреснуть и обрести, подобно Осирису, загробное блаженство. 
О нем говорят: «Осирис такой-то». Первоначально это было привилегией лишь 
одного царя. В дальнейшем, с ослаблением могущества фараонов, 
демократизировался и заупокойный ритуал.
В эпоху Древнего царства складываются и первые представления о загробном суде, 
на котором покойник может добиться справедливого решения своей участи, особенно 
если он знает необходимые заклинания. По учению гелиопольских жрецов, это 
судилище возглавлялось богом Ра. Согласно более древним мифам, верховным судьей 
был умерший царь. Лишь в самом конце Древнего царства и последовавший за ним 
период распада Египта формируется классическая концепция, согласно которой 
верхойным судьей становится Осирис.
Однако к сонму богов после смерти приобщался лишь становившийся равным им 
фараон. Поэтому входящие обычно в архитектурный комплекс пирамиды два храма (в 
книге им уделено много внимания) предназначались не только для совершения 
погребальных обрядов и мумификации, но и для последующих после захоронения 
мумии повседневных и праздничных жертвоприношений новому богу, который 
сопровождал теперь Ра в его извечном пути по небу. Каждое утро на востоке 
появляется ладья бога солнца в облике Ра-Хепра с тем, чтобы на закате 
спуститься с ним, принявшим облик Ра-Атума, в обитель мертвых, где ее поджидают 
враждебные силы, воплощенные в образы страшных чудовищ. Еженощно вступают с 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-