|
83
. Помимо полного неправдоподобия существования подобной системы, которой
невозможно было бы пользоваться для снабжения замурованных в пирамиде людей
из-за ее невероятной высоты и облицованных гладкими плитами склонов
84
, следует заметить, что никогда не было обнаружено ни единого документа,
который позволял бы предполагать, будто цари IV династии заставляли своих
подданных сопровождать их после смерти в гробницы.
Рис. 3. Разрез пирамиды Хеопса (по Бенуа де Майе)
Кроме того, де Майе полагает, что осквернение усыпальницы, вход в которую в
течение долгого времени был скрыт облицовкой пирамиды, совершено по приказу
халифа Махмуда
85
, умершего в 827 г., хотя некоторые считают виновником этого преступления его
предшественника — Харуна ар-Рашида. Де Майе не сомневается, что в двух других
пирамидах тоже были галереи и внутренние камеры. Вероятно, пишет он, вход в них
находится на северной стороне, как и в Великой пирамиде.
Чрезмерно строго относится де Майе к вопросу о предполагаемых строителях
пирамид: одним росчерком пера он отказывается не только от всех рассказов
античных авторов, но и от преданий арабской эпохи. Он считает, что здесь нельзя
доверять историкам и что имена царей, о которых идет речь, неизвестны по сей
день.
Наконец Поль Люка посетил Египет во время путешествий по Леванту, где он пробыл
с 1699 по 1703 г. и с 1714 по 1717 г.
86
Это отнюдь не надежный гид. Он утверждает, например, что пирамиды были
облицованы цементом, а не камнем и что сфинкс стоит на одной из маленьких
пирамид, расположенных неподалеку от больших. Однако труд его имел успех и
получил широкое распространение. Благодаря ему французы впервые познакомились с
Египтом.
Мы не станем останавливаться на рассказах такого рода путешественников, как
Верияр, Катрмер, Эгмонт или Перизониус, которые обследовали пирамиды в самом
начале XVIII в. Заметим лишь, что первый заявил, что он проник в усыпальницу
Великой пирамиды, сооруженную фараоном, который бросился в погоню за иудеями и
труп которого остался в Красном море, что рассказ Катрмера о пирамидах является
чистейшей выдумкой и что Эгмонт, который отсылает к Тевено для ознакомления с
внутренним устройством пирамиды, вопреки свидетельствам других путешественников
того времени утверждает, как и Гривс, что гладкая, хорошо сохранившаяся
поверхность второй пирамиды но дает возможности взобраться на нее и что она
доступна лишь с южной стороны. Перизониус же, ссылаясь на историка Иосифа
Флавия, допускает, что сооружение пирамид можно приписать иудеям.
Между тем в Англии стали возникать новые теории, основоположником которых был
Томас Шоу
87
, посетивший Египет в 1721 г. Этот автор, основываясь на разногласиях древних в
вопросе о назначении пирамид и исходя из того, что внутреннее устройство
Великой пирамиды, по его мнению, мало приспособлено для гробницы, а во второй и
третьей пирамидах даже не существует входа во внутренние коридоры, полагает,
что в действительности они не были усыпальницами. Он считает, что монументы эти
могли служить храмами, а гранитный саркофаг Великой пирамиды предназначался для
мистических обрядов в честь Осириса. Этот саркофаг, на котором нет
иероглифических надписей, как утверждает Шоу, отличается по форме от подлинных
саркофагов: он гораздо выше и шире. В нем могли храниться изображения,
священные облачения, разные инструменты и святая вода. Помимо того, по мнению
Геродота, гробница Хеопса должна была находиться в одной из подземных камер.
Несколько лет спустя, в 1743 г., эта мысль была подхвачена доктором Перри.
Последний не допускает, что пирамиды были выстроены из простого тщеславия или с
целью занять рабочие руки и служили только для погребения. Ссылаясь на Шоу, он
говорит, что, по-видимому, они предназначались для совершения обрядов и
религиозных таинств.
Однако из всех путешественников первой половины XVIII в. особое внимание
следует уделить датчанину Ф. Л. Нордену и англичанину Р. Пококу. Оба они
посетили пирамиды в 1737 г.
Норден, сочетавший профессию морского офицера с блестящим талантом художника,
был послан в Египет датским королем Христианом VI, чтобы сделать зарисовки
древних памятников. По возвращении в Копенгаген он опубликовал на датском языке
свое «Путешествие в Египет и Нубию», яркое и документированное повествование с
приложением репродукций сделанных им карт, планов и рисунков. Его работа была
переведена на французский язык и выдержала несколько изданий.
Норден придерживается традиционного толкования пирамид как царских гробниц. В
|
|