|
известно не так уж много. Документов, позволяющих установить последовательный
ход событий в течение более или менее продолжительного отрезка времени, почти
не сохранилось. Несколько лучше мы осведомлены об искусстве, архитектуре и
религиозных представлениях того отдаленного времени, когда окончательно
оформились основные отличительные черты великой египетской культуры — одной из
древнейших в истории цивилизации.
К началу правления III династии процесс централизации государства достиг своего
апогея. Соответственно усиливается и деспотическая власть царя, стоящего во
главе огромного государственного аппарата со строго установленной,
разветвленной и сложной чиновничьей иерархией. Он настольке возвеличивается над
всеми своими подданными, что его перестают считать человеком и рассматривают
как живого бога — «благого» бога в отличие от обитающих, по представлениям
египтян, на небе «великих» богов, к сонму которых царь присоединяется после
смерти. Даже слово «царь» не следовало произносить всуе, как и имя бога, и о
нем можно было упоминать только в безличной или иносказательной форме. Дворец,
где жил царь, именовался «Великим домом» — егип. «Пер-о». От этого слова
произошло древнееврейское и греческое название египетского царя — «фараон».
Рабами фараона считались в одинаковой мере и последний невольник и первый
сановник. Фараон являлся верховным собственником всей земли и всего достояния
своих подданных, жизнь и смерть которых зависела от его воли.
Поскольку царь выделялся среди всех прочих людей, усыпальница его также должна
была отличаться от гробниц его подданных. И если гробницы фараонов двух первых
династий превосходили прочие только величиной, убранством и богатством, то
начиная с основателя III династии — Джосера — они выделяются еще и формой. Для
него вблизи Мемфиса, в Саккара, была воздвигнута первая пирамида — ступенчатая.
Вплоть до конца минувшего века оставалось неизвестным, кому она принадлежит. В
переходах и галереях, правда, изредка попадалось имя «Нечерхет», но ни в одном
из дошедших до нас списков царей оно не упоминается. В 1890 г. немецкими
египтологами Э. Бругшем и Г. Штейндорфом была опубликована надпись на стеле,
найденной на острове Сехель у первого порога. Она относилась к позднему времени,
но сообщала о семи голодных годах при царе Нечерхете. Однако рядом с этим
именем стояло и другое — Джосер. Как известно, фараон при вступлении на престол
принимал несколько имен. Нечерхет было одним из имен Джосера, который был давно
известен, так как упоминался в труде египетского историка Манефона, написавшего
в конце IV в. до н. э. на греческом языке историю своей родины.
Манефон широко пользовался архивами храмов, давным-давно утраченными. Он не
только приводит имя царя, правда в его греческой форме — Тосорторос, но и
сообщает некоторые важные подробности: «Тосорторос правил 29 лет. Во время его
царствования жил Имутес, который благодаря своим познаниям имел славу Асклепия
[греческого бога врачевания]. Он первым начал строить из тесаных камней».
Как теперь точно установлено, пирамида Джосера — действительно древнейшее в
Египте, а может быть и во всем мире, каменное монументальное сооружение — была
воздвигнута верховным сановником фараона Имхотепом, гениальным зодчим, врачом,
автором поучений. Впоследствии он был обожествлен, и ему посвящали храмы
десятки столетий спустя — при Птолемеях, когда греки отождествили его с
Асклепием.
О следующих царях III династии, к сожалению, почти нет сведений. Они, видимо,
оставались у власти не более полувека, после чего их сменила новая, IV династия.
Основателем ее был Снофру, отец Хеопса (Хуфу), по повелению которого воздвигли
Великую пирамиду — наиболее совершенное и законченное воплощение ничем не
ограниченной, абсолютной, деспотической власти фараона.
Сплоченная на протяжении предшествующих веков в единое целое, страна завершила
сооружение сети оросительных каналов и защитных дамб. Тем самым была выполнена
основная задача, стоявшая перед государством. Теперь фараоны могли обратить
почти все силы страны на прославление самих себя, на достижение еще большего
великолепия при жизни и еще большего величия после смерти. Только в условиях
абсолютной восточной деспотии, при бесконтрольной и безвозмездной эксплуатации
подневольного труда десятков тысяч рядовых земледельцев и рабов, когда весь
аппарат принуждения был поставлен на осуществление единой цели — выполнение
прихоти одного человека, оказалось возможным сооружение таких памятников, как
пирамиды. При оценке усилий, затраченных на их постройку (числовые показатели
приводит автор книги), следует принять во внимание, что Египет в ту пору еще не
знал железа и что обработка миллионов камней и их транспортировка производились
вручную при помощи самых примитивных инструментов и приспособлений: рычагов,
катков, наклонных плоскостей.
Огромное количество земледельцев и ремесленников, оторванных от
производительного труда, от своих полей, мастерских, оемей, должны были
отдавать все силы, а иногда даже и жизнь на сооружение «домов вечности» Хеопса,
его ближайших преемников — Хефрена и Микерина — и последующих царей.
Можно легко представить себе условия, в которых жили рабочие, по остаткам
раскопанного в 1890 г. известным английским археологом Флиндерсом Петри
поселения в Лахуне (Фаюм). Здесь фараон XII династии Сенусерт II (нач. XIX в.
до н. э.) воздвиг свою пирамиду. Поселок рабочих был отделен массивными
глинобитными стенами от квартала, где обитали в своих виллах власть имущие. От
30 до 50 жалких глинобитных хибарок умещалось на площади, равной площади дома
какого-либо сановника. Обнаруженные под полом многочисленные детские
захоронения показывают, что нужда и ужасающие гигиенические условия
способствовали огромной смертности.
Нет ничего удивительного в том, что в народе на тысячелетия сохранилась
недобрая память о Хеопсе. Жесточайший гнет, неслыханные повинности, от которых
|
|