|
Картер имел в виду огромную позолоченную раку-саркофаг поразительной красоты,
увитую змеями-уреями, внутри которой находился кальцитовый ларец для канопов,
где покоились четыре канопа. В каждом из них находились священные органы царя.
Напротив центра каждой из четырех стенок стояла статуя одной из четырех богинь
— покровительниц мертвых: Нейт, Селкет, Исида и Нефтида. Картер описывает их
как «грациозные фигурки, простирающие руки; их позы столь естественны и
жизненно правдивы, а выражения на их лицах столь полны сострадания и жалости,
что даже смотреть на них кажется почти кощунством».
[150]
Две из статуй, стоявшие по правую и по левую стороны от входа, как бы склонили
голову на плечо, чтобы взглянуть на смельчака, дерзнувшего проникнуть в это
священное место. Это придавало изваяниям особую живость, прежде невиданную для
усыпальниц и мест погребения в Древнем Египте.
Рис. 8. Схема гробницы Тутанхамона.
Путь к позолоченной раке в Сокровищнице охраняло еще более грозное изваяние —
деревянная в натуральную величину статуя Анубиса в виде сидящего шакала.
Расписанный черной краской и покрытый золотыми инкрустациями, Анубис восседал
на носилках, имевших длинные жерди для носильщиков. Его туловище и ноги были
закрыты детской юбкой, накидкой и шарфом. Между ним и саркофагом красовалась
деревянная позолоченная голова коровы — образ богини Хатор — с раскрытыми
глазами и длинными черными рогами. Ее шея была обернута льняной тканью. С южной
стороны камеры находилось множество черных ларцов и рак самых разных форм и
размеров. Одни были сделаны из дерева, другие — из слоновой кости. Все они были
закрыты, за исключением одной, в которой, помимо прочих вещей, находились
золотые статуэтки фараона, каждая из которых покоилась на черном леопарде.
В дальнем конце Сокровищницы было еще большее скопление ларцов и сундуков, в
некоторых из которых находились сотни крошечных саркофагов, запечатанных и, как
выяснилось позже, заключающих в себе ушабти — крошечные мумиеобразные фигурки
рабочих и слуг, которые должны были выполнять любые работы, кои могли
понадобиться царю в загробном мире. Некоторые из этих саркофагов представляли
собой изысканные изделия, украшенные золотом и инкрустациями из фаянса. Подняв
крышку одного из ларцов, Картер обнаружил, что в нем находится «пышный веер из
страусовых перьев с ручкой из слоновой кости, прочный и совершенно новый,
словно он только что вышел из рук мастеров».
[151]
В других ларцах и сундуках находились ювелирные украшения, в том числе ожерелья
и золотые кольца, а также скипетры, богато украшенные одежды, сандалии,
фаянсовые чаши, нижнее белье фараонов и детские игрушки. Возле стен грудами
лежали другие сокровища, включая множество моделей лодок, причем одна даже с
парусом и рулем, а также колесница в разобранном виде, аналогичная той, что
была найдена в Вестибюле.
Кроме этих замечательных вещей, в Сокровищнице были найдены два
мумифицированных человеческих плода, уложенных в отдельные гробики или
саркофаги. Несомненно, это были печальные результаты неудавшейся попытки
Тутанхамона и его супруги Анхесенамон продолжить царский род Амарны. В другом
ларце с миниатюрными гробиками, помеченными именем Тутанхамона, находилась
небольшая ненадписанная золотая статуэтка Аменхотепа III, а также особый гробик
с именем царицы Тийе, заключающий в себе прядь ее волос. Эти предметы создали
основу для гипотезы, согласно которой если Аменхотеп III и Эхнатон правили
совместно в течение одиннадцатидвенадцати лет, что считается сегодня доказанным
(см. главу 17), то Тийе могла родить ему сына, когда ей было уже под пятьдесят.
Мнение Ховинга
Сколько именно времени Картер, Карнарвон и леди Эвелин исследовали множество
предметов, заполнявших Погребальную Камеру и Сокровищницу, сегодня сказать
невозможно. Час? Два часа? А может быть, три? Когда их время кончилось, они
спешно выбрались через проход, пробитый ворами, в Вестибюль, где их поджидал
Каллендер.
Через некоторое время, возможно, в тот же день, Картер и Каллендер заделали
пролом, заполнив его обломками, мусором и кусками штукатурки и обмазав заранее
приготовленным цементом. Затем, при помощи деревянной копии печати, сделанной,
по всей видимости, Картером, на еще влажной поверхности была поставлена печать
царского некрополя,
[152]
после чего пролом был закрыт прислоненной к нему плетеной крышкой и рядом
других предметов, например, глиняными кувшинами и грудами тростников, собранных
с пола камеры (см. илл. 10). Как и в случае с неофициальным проникновением в
Вестибюль, небольшая группа конспираторов заключила своего рода пакт, согласно
которому все они поклялись не разглашать никому на свете факт своей тайной
акции.
|
|