|
выглядеть нетронутая гробница.
В ту роковую ночь, где-то между вторником 28 ноября и четвергом 30 ноября
1922 г., в Погребальной Камере побывали не только леди Эвелин, но и Картер и
лорд Карнарвон. Однако Каллендер, как выяснилось, оказался слишком массивным и
не смог пролезть в узкий пролом в двери, в результате чего оказался невольным
стражем коридора, ведущего в Вестибюль. Трое других членов группы осмотрели со
всех сторон громадную раку-гробницу, покрытую золотом и инкрустированную
голубым фаянсом. Это было деревянное сооружение, почти полностью занимавшее
камеру, оставляя проход шириной лишь 46 см между ним и стенами камеры, размеры
которой 6,37 м в длину, 4 м в ширину и 3,63 м в высоту.
На трех сторонах позолоченной гробницы находились иероглифические надписи и
грозные охранительные символы, а на четвертой ее стороне, обращенной на восток,
имелись громадные двустворчатые двери с ручками. Картеру и Карнарвону пришлось
вынуть фиксирующий их бронзовый болт,
[148]
что позволило снять дверцы и открыть другой деревянный саркофаг, поверх
которого был возложен белый льняной покров, украшенный фестонами из золотых
розеток. За ним находились вторые двойные двери, стянутые прочным канатом и
опечатанные печатью царского некрополя. Это были свидетельства, которых Картеру,
Карнарвону и леди Эвелин было вполне достаточно, чтобы удостовериться, что
тело фараона пребывает в целости и сохранности. На полу между первой и второй
ракой находилось множество красивых предметов, включая небольшую золотую
коробочку, поставцы, сосуды и множество алебастровых урн и ваз. Крышка одной из
них была сделана в виде откинувшегося назад льва с высунутым красным языком.
Тщательно закрыв и заперев на болты двойные двери первой гробницы, трое
исследователей двинулись дальше, стараясь не повредить различные предметы,
лежавшие на полу камеры. В числе этих вещей были алебастровые вазы, большие
глиняные кувшины и поставцы, расставленные в полном беспорядке, а также
собрание как минимум из одиннадцати священных весел, тщательно сложенных по
прямой линии.
Сцены погребения
Электрический свет выхватил из тьмы несложные, но крайне экспрессивные росписи,
украшавшие все четыре стены усыпальницы. Взглянув на восточную стену, наши
исследователи могли видеть изображение фараона в облике Осириса, владыки
Подземного мира. Его мумифицированное тело покоится в покрытом гирляндами
саркофаге, который везут на погребальных дрогах — сцена, символизирующая
церемонию погребения царя на барке — десять высших дворцовых чиновников, а
также главных наместников Верхнего и Нижнего Египта.
На северной стене изображены две сцены. Первая из них запечатлела Тутанхамона,
опять-таки в образе бога Осириса, стоящего перед своим преемником — Эйе в
образе бога Гора, на котором голубая корона и леопардовая шкура — знак, что это
жрец-сем. При помощи тесла Эйе проводит церемонию Открытия рта, чтобы соблюсти
все формальности погребения бога-отца Осириса (чтобы унаследовать трон) и
сохранить ка, или дух, усопшего. На второй сцене изображен Тутанхамон в виде
живого царя в головном уборе немее, держащего в руках булаву и посох. Царя
приветствует богиня неба Нут. Слева сам царь обнимает Осириса, подобно тому,
как ка Тутанхамона обнимает его живой аналог.
На южной стене, примыкающей ко входу, изображен царь в головном уборе хай; его
приветствует в загробном мире богиня Хатор. Она предлагает ему жизнь в виде
символа анх, креста жизни, который царь держит во рту. За ними стоят Анубис,
бог с головой шакала, покровитель бальзамирования и страж мертвых, и Исида,
супруга Осириса. Она также является матерью и защитницей Гора, чьим живым
воплощением фараон являлся на всем протяжении своей жизни.
Наконец, на западной стене показаны сцены из ам-дуат, «Книги о подземном мире».
Здесь мертвый царь в образе жука-скарабея Хефера стоит перед ладьей солнца,
возле которой выстроились меньшие божества подземного мира. Под ними
расположены двенадцать бабуинов, символизирующих двенадцать часов, или делений
ночи, через которые усопший должен проплыть, прежде чем возродиться в
потустороннем мире в качестве ах, или «величественного духа». Именно для этого
опасного путешествия фараону и требовались одиннадцать весел, аккуратно
сложенных на полу между южной стеной раки и северной стеной усыпальницы.
Сокровища
Вдоволь наглядевшись на стенные росписи, трое из смельчаков, видимо,
направились в северо-восточный угол камеры, где обнаружили открытую дверь. Она
вела в другую камеру, так называемую Сокровищницу, габариты которой составляли
4,75 м на 3,8 м, и 2,33 м в высоту. В ней находилось самое большое сокровище.
Как пишет Картер о его официальном открытии в пятницу 16 февраля 1923 г.,
«через дверной проем у противоположной стены виднелся самый прекрасный монумент
из всех, какие мне доводилось видеть. Он был сделан с такой любовью, что просто
дух захватывало от восторга и изумления».
[149]
|
|