|
Рис. 41. Конструкция и установка резонаторов
До своей поездки в Египет в 1986 году я высказал догадку, что деревянные
резонаторы были зафиксированы в пазах вдоль пола Большой галереи, но
уравновешены вертикально, доходя почти до самого верха галереи. Будь это
предположение правильным, тогда бы геометрия этих двадцати семи пар канавок
подтвердила его. Их нижняя часть, вероятно, была бы параллельна горизонтальной
плоскости, а не углу галереи, боковые стенки канавок расположены вертикально по
отношению к горизонтальной плоскости, а не перпендикулярно углу галереи. Это
важная деталь, к тому же легко проверяемая.
Во время первого странствия внутри пирамиды Хеопса в 1986 году мне не удалось
выяснить геометрию этих канавок, поскольку они были забиты грязью и мусором На
следующий день я прихватил с собой суповую ложку, «позаимствованную» мною в
гостиничном ресторане. Выковыривая грязь и мусор под взглядами туристов и
проводников, смотрящих на меня как на сумасшедшего (на самом деле это занятие
было, вероятно, незаконно, поскольку для проведения в Египте раскопок требуется
специальное разрешение), я наконец добрался до дна одной канавки.
Она оказалась, как я и предсказывал, параллельна горизонтальной плоскости, а ее
боковые стенки — перпендикулярны. Другие канавки тоже были перпендикулярны
горизонтальной плоскости, хотя у некоторых нижняя часть была параллельна полу
галереи. Б обоих случаях канавки были, видимо, предназначались для установки
вертикальной конструкции, а вовсе не сдерживать вес, который бы давил сбоку (см.
рис. 42).
Рис. 42. Резонаторы в Большой галерее
Пытаясь определить конструкцию резонаторов и материалы, из каких они были
изготовлены, мы должны рассмотреть данные, полученные на основании изучения
артефактов, находящихся в Каирском музее, где можно встретить самые
замечательные достижения в области механической обработки. В музейной коллекции
находятся каменные кувшины и чаши, столь филигранно обработанные на станке и
соразмерные, что вызывают удивление и благоговение. Особенно одна чаша из
кристаллического сланца с тремя углублениями в сторону центра, это просто
шедевр. Если мастера использовали ультразвуковую технику и сложные станки,
тогда мне понятно, как она могла быть изготовлена. Однако даже допустив, что
они применяли такие методы, я все равно не мог уяснить для себя, зачем им было
создавать столь сложное изделие для использования, по-видимому, в домашних
условиях (см. рис 43). Других исследователей, например Грэма Хэнкока, ставили в
тупик широкие, круглые вазы с узким горлышком. Он писал: «Во время своих
путешествий в Египет я исследовал множество каменных сосудов, восходящих в ряде
случаев к додинастическому периоду, которые были загадочным образом выточены из
таких разных материалов, как диорит, базальт, кварцевый кристалл и
метаморфический сланец. Так, например, в камерах ступенчатой пирамиды Джосера,
построенной в эпоху третьей династии, было найдено боже 30 000 подобных сосудов.
Эта находка свидетельствует о том, что им столько же лет, сколько и Джосеру (т,
е. примерно 2650 г. до н. э.)»
[93]
.
Рис. 43. Чаша из кристаллического сланца
Впрочем, возраст этих артефактов не имеет особого значения, поскольку с каким
мастерством были выполнены эти изделия, противоречит представлению, согласно
которому они использовали примитивные инструменты. Я полностью согласен с
Хэнкоком, который, размышляя по поводу этой невообразимой техники, говорил:
«Почему невообразимой? Да потому что среди сосудов встречается множество
высоких, пузатых ваз с длинным, тонким, изящным горлышком, часто с расширенной
частью. Еще не изобретен инструмент, при помощи которого можно изготовлять вазы
подобной конфигурации, ибо такой инструмент должен быть достаточно узким, чтобы
проходить через горлышко, и достаточно прочным (и нужной формы), чтобы удалить
изнутри материал. Как же мастер умудрялся давить с такой силой внутри вазы
вверх и наружу?»
[94]
Вопросы, поставленные Хэнкоком, законны. В бытность станочником мне доводилось
изготавливать для аэрокосмической промышленности предметы меньшего размера, но
с такой же геометрией. При удалении материала из современных изделий из
нержавеющей стали я сначала сверлил отверстие, а потом прибегал к посредству
специальных резцов L-образной формы. Расчистив высверленное отверстие при
помощи первого резца L-образной формы, я затем, держа каждый последующий резец
в руке, засовывал его L-образным концом через горлышко внутрь изделия и лишь
|
|