|
Очень часто при изучении древних письменных памятников «эксперты» не позволяют
текстам говорить от своего имени. Они тратят многие часы на изучение содержания
источников, но кончается все это какими-либо работами по филологии или же
бесконечными дискуссиями. При этом тексты обрастают бессчетными комментариями,
ссылками и трактованиями, что весьма затрудняет простому читателю процесс
ознакомления с ними. Все это часто приводит не к облегчению понимания, а к еще
большему затуманиванию смысла.
«Тексты пирамид» также сопровождает масса вспомогательных материалов по
философии и филологии. Теологические и этимологические споры сделали содержание
«Текстов» более эзотерическим, чем оно было на самом деле.
Поначалу я старательно пытался изучить все статьи и взгляды ученых, но скоро
понял, что многие авторы, по-видимости, забывают про сам текст, тратя свои
усилия на то, чтобы опровергнуть друг друга. Практически все они считали
«Тексты» только набором ритуалов и заклинаний и трактовали их с позиций
римско-католической церкви.
Из всего этого я сделал следующий вывод — надо найти наиболее точный текст,
чтобы составить о нем свое представление. Мне посчастливилось достать перевод
Фолкнера, и я начал изучение памятника с самого начала, при этом решив не
искать скрытый смысл, а понимать написанное буквально.
Мне хотелось выяснить, во что же верили египтяне, провожая своих правителей в
загробный мир. Считали ли они, что умершие фараоны соединятся с солнцем, или же
предполагали, что они превратятся в звезду?
III
ЗВЕЗДНЫЙ ФАРАОН ЭПОХИ ПИРАМИД
Египтологи доказали, что основой древнеегипетской теологии было представление о
том, что живой фараон является перевоплощенным Гором, божественным
предшественником царской власти в Египте, сыном Осириса и Исиды. После смерти
фараон отправлялся на небо и становился «Осирисом»
[178]
. Но почему именно Осирисом?
В текстах пирамиды Унаса сохранились десятки упоминаний об Унасе-Осирисе, что
означает, что после мумификации Унас перевоплотился в Осириса. Египтологи также
утверждают, что для фараона стать Осирисом означало превратиться в звезды,
причем не просто в звезды, а только в определенную звезду созвездия Ориона.
Таким образом, давно признано, что ритуал перерождения является главной частью
превращения усопшего фараона в Осириса, точнее (об этом пишет Мерсер) — в его
астральную форму Саху, то есть созвездие Ориона: «Орион отождествлялся с
Осирисом…
[179]
В этом нет ничего удивительного… [поскольку]… одной из ведущих тем „Текстов
пирамид“ была идентификация умершего фараона с Осирисом…»
[180]
.
Центром заупокойных верований египтян является миф о том, что умерший Осирис
был возвращен к жизни магическими заклинаниями, совершенными над ними его
сестрой и женой Исидой. На важность этого мифа указывала Джин Селлерс: «"Тексты
пирамид" были направлены на воспроизведение ритуала перерождения умершего
фараона в бота Осириса-Ориона»
[181]
. Таким образом, «Тексты» являлись своего рода «полисом по страхованию жизни»,
магическими словами, призванными помочь душе умершего фараона переродиться и
подняться к созвездию Осириса-Ориона. Это позволило бы усопшему правителю
соединиться с первоначальным Осирисом и превратиться в звездное божество.
Первоначальный Осирис, таким образом, становился господином Дуата, обители
мертвых, обретших облик звезд
[182]
.
Над Саху-Орионом изображены звезды пояса Ориона. Перед Орионом — Гиады, следом
— Сириус-Сотис.
Отто Нойгебауэр и Ричард Паркер, работавшие на протяжении многих лет в
Университете Брауна в Род-Айленде, признанные авторитеты в области астрономии
Древнего Египта, первыми решительно идентифицировали небесный образ Саху,
который представлялся в виде гигантской человеческой фигуры, с нашим созвездием
Ориона
[183]
. «Мы знаем, — пишут они, — из названия звездных групп („рука поднятая“, „рука
|
|