|
Древнем Египте“ в свете этических взглядов Библии, но не религии Древнего
Египта. После его интерпретации („Текстов пирамид“) другой серьезной попытки не
предпринималось… Наиболее плодовитые писатели… занимались не трактованием
текста, а его систематизацией»
[175]
.
Здесь Селлерс делает следующий комментарий: «Франкфорт отметил, что люди этой
школы с 20-х годов занимались данным вопросом, и он считает, что именно они
ответственны за то, что на религию смотрят только как на опору политической
власти, и этот взгляд мешает за деревьями увидеть лес».
Задолго до того, как я познакомился с этими словами Джейн Селлерс, я пришел к
заключению, что нельзя точно перевести и интерпретировать текст, не имея
подробных знаний об астрономических представлениях древних. Мне стало ясно, что
«Тексты» написаны жрецами-астрономами, которые были посвящены в особые знания,
осуществляли контроль за соблюдением государственного культа и стремились
обеспечить фараону все для достижения достойного места среди звезд в мире
Осириса.
Но почему при этом возводились такие массивные пирамиды? Что заставляло их
думать, что захоронение забальзамированной мумии фараона в пирамиде Мемфисского
некрополя поможет усопшему правителю в его пути на небо?
4
ПУСТЬ «ТЕКСТЫ ПИРАМИД» ЗАГОВОРЯТ
Может быть, нет нужды пытаться связать пирамиды и Бенбен с солнцем, поскольку
все подобные попытки не привели к удовлетворительным результатам и пирамиды
служат на самом деле учреждением по возрождению фараона, как возрождаются
деканы (звезды), о чем упоминается в «Текстах пирамид»…
Е. К. Крупп. «В поисках древних астрономических представлений»
Это — смесь астрономии и религии, мифов и реальности, наблюдений и фантазии,
которая одновременно разочаровывает и очаровывает всех, кто изучает
повседневную жизнь и науки Древнего Египта.
Джеймс Корнелл. «Первые наблюдатели за звездами»
I
ЗЕМЛЯ ФАРАОНОВ
В 1982 году, при первой же предоставившейся возможности, я взял короткий отпуск,
чтобы провести его в Египте. Хоть я и европеец, но родился в Египте, и моя
мать живет там по сей день. Путешествия в Египет всегда придают мне новые силы:
довольно бедная в материальном смысле страна необыкновенно духовно богата и в
наши дни.
Александрия, моя родина, некогда гигантский космополитический центр, ныне
полуразрушена, перенаселена, покрыта шрамами времени. Город, названный в честь
своего основателя, Александра Великого, период пышного расцвета пережил во
времена последователей Александра, греческой династии Птолемеев; тогда
Александрия соперничала с Афинами и Римом в красоте архитектурных сооружений и
живописности своего расположения. Слава научной столицы привлекала туда
философов и ученых со всего Средиземноморья, в Александрийской библиотеке они
могли познакомиться с воззрениями пифагорейцев и платоников, а также с
астрономическими трактатами
[176]
. И при римлянах это был центр научной мысли; он оставался им до самого
арабского завоевания в седьмом столетии нашей эры.
Александрия всегда была городом идей и гипотез, плавильным тиглем, в котором
смешивались различные этнические группы — греки, сирийцы, эфиопы, римляне,
евреи и собственно египтяне, которых называли коптами
[177]
. После арабского завоевания город постепенно стал приходить в упадок, и так
продолжалось до завоевания Египта Наполеоном в 1798 году. В 1830 году, когда
началось правление Мухаммеда Али, первого турецкого вице-короля, «хедива»,
Александрия стала понемногу восстанавливать былой блеск. Мухаммед Али пригласил
европейцев — англичан, мальтийцев, французов и итальянцев — помочь ему в
|
|