|
походил на бога. Армия сплачивалась благодаря любви к нему, так же как сыны
царя и его приближенные. И тогда эта сила возвышалась над ним, и он стал
испытывать свою силу, как сын Тота».
ОХОТНИЧЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
«Итак, ему пришла в голову одна идея, которая доставляла ему удовольствие на
плоскогорье под названием Мемфис, на дороге с юга на север, вдоль которой
разбрасывал медные стрелы, охотясь на львов и на диких козлов, подымал вверх
свою запряженную лошадьми коляску быстрее ветра в сопровождении двух своих слуг
без ведома всех остальных».
ПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ
«Затем, когда приходил час дать отдых сопровождающим (как всегда) напротив
плеча Хармакхиса
[32]
; рядом с Сокаром в Роста, Ренутет в… на Небе, Мут… Севера… хозяйка Южной стены,
Сехмет, которая правит Хасом (прекрасное место начала времен), перед
повелителями Хере-ха, священная дорога богов к некрополю на западе Вселенной. В
настоящее время огромная статуя
[33]
Кхепри застыла на ней, огромная по смелости исполнения, величайшей силы, над
которой опускается тень Ра. Кварталы Мемфиса и всех городов, которые недалеко
от него (Левант) с возложенными на него руками, чтобы прославлять его лицо,
приносят большие преподношения для его Ка
[34]
».
ВИДЕНИЕ
«Однажды вследствие этого стало известно, что сын повелителя, Тутмес,
отправляется на охоту и около полудня остановится на отдых в тени этого
огромного божества. Во время сна, в момент, когда солнце было в зените, к нему
снизошло видение, и он услышал, что его величество божество будет говорить с
ним своим собственным ртом, как отец разговаривает со своим сыном. Оно сказало:
„Посмотри на меня внимательно, о мой сын Тутмес. Я твой отец,
Хармакхис-Кхепри-Ра-Амон. Я дал тебе свое царство на земле, у головы, которая
это видит. Ты носишь белую корону и корону розовую на троне Кеба, наследие
будет твоим и по длине и по ширине этой страны, на которой сияет около государя
Тота. Плоды двух Земель принадлежат тебе, так же как значительная дань всех
краев в течение длительных лет. Мое лицо твое, мои желания простираются к тебе.
Отныне ты будешь моим; защитником, так как я испытываю боль во всех членах.
Пески пустыни, на которой я нахожусь, поджидают меня; возвращайся же ко мне,
чтобы сделать то, что я хочу; я знаю, что ты мой сын, моя поддержка, смотри, я
твой, я твой проводник“. (Когда сфинкс) закончил эту речь, сын царя…
(поднялся)… выслушав все… он понял уведомление бога, сохраняя тишину в сердце
своем. И он сказал: „Пошли! Поспешим к нашему дому в городе, там приготовят
подношение этому богу, которое мы ему принесем: быков… и всяких свежих овощей,
и мы воздадим славу Веноферу… Кхафу, сделавшему статую для Атон-Хармакхиса“.»
Бог Хармакхис
Прежде чем продолжать, не следует ли нам внести некоторую ясность в
происхождение Большого сфинкса, к которому мы находим признаки большого
интереса, равно как и к его значению в обрядах посвящения.
Мы уже знаем, что подлинное наименование сфинкса было Хармакхис, эллинское
упрощение наименования Харм-Акхет (что хочет сказать Гор горизонту), иначе
говоря, восходящее солнце. Сфинкс Хармакхис по существу является символом
великого Востока. И его положение дает ему возможность между зимним и летним
солнцестоянием обращать свое лицо к заре то левой, то правой стороной, он
первый получает лучи Боже ства, которого сам представляет: Нового Солнца. Это
святое имя Хармакхиса еще раз подтверждается документом Тутмеса, оформленным,
вероятно, между 21-й династией и саисской эпохой. К тому же это наименование
уже фигурирует на южной стороне Луксорского обелиска, обращенной на площади
Согласия в Париже к Бурбонскому дворцу. Здесь снова можно усмотреть оккультные
связи, которые сближают один монумент с другим.
Кроме того, Хармакхис выступает в качестве Солнечного Бога, что ассоциируется с
Ра. Текст «Полуденного отдыха», процитированный выше, уточняет, что сфинкс
является очень большой статуей Хепри. Наконец, последняя строчка «Видения»
отождествляет имена Атона и Хармакхиса. Получается, что Большой сфинкс и
Хармакхис-Амон-Ра-Кхеп-ри-Атон являются одним и тем же лицом.
[35]
|
|