|
Он не был составлен или высечен из разных кусков, как все сфинксы обычной
обработки. Его примитивная скульптура вырезана из одного огромного скального
блока.
[27]
Вокруг платформы Гизы нельзя заметить много скал. А эта скала имеет
значительные размеры. Вне всякого сомнения, единственное, чем руководствовался
неизвестный скульптор, вырубая голову, шею, грудь и часть тела и конечностей,
так это тем, что ему не хватало для завершения статуи скального материала,
особенно для воспроизведения передних лап.
Первоначально общее впечатление, производившееся гигантским сфинксом, должно
было быть внушительным. Оно и теперь не меньше, хотя и несколько другого рода
по причине разрушений, причиненных временем.
По данным Мариетта, Большой сфинкс возвышается над почвой вместе с головным
убором на 19 м 97 см. Максимальная ширина фигуры составляет 4 м 15 см, лицо
выше ее на 5 м, уши имеют высоту в 1 м 79 см и рот в ширину составляет 2 м
32 см.
Полная длина тела, согласно расчетам Клемента Робишона, составляет 72 м от
хвоста до передних лап.
[28]
Между этими лапами, высотой с человека, раньше находился маленький алтарь
позднейшей постройки, который считался посвященным Небу.
В какую эпоху была возведена эта скульптура Большого сфинкса и для чего? Вот
тайна, еще более неразрешимая, чем тайна Великой пирамиды.
Действительно, не много существует столь значительных памятников, история
которых до сих пор не разгадана. Ничего достоверного не дошло до нас ни от
путешественников, ни от ученых, ни от поэтов. Никаких документов, никаких книг,
никаких народных сказаний, ни даже вероятных предположений. Воспоминания даже
наиболее осведомленных людей сводятся к банальным констатациям, которые
напоминают книжонки для гидов.
Также приходится изумляться той немыслимой инертности, которая охватывает перед
лицом Большого сфинкса самые острые умы. По меньшей мере, они скрывают свои
действительные чувства за обычными свидетельствами.
Но невозможно освободиться от влияния этого пронизывающего взгляда сфинкса.
Восстановление статуи
Действительный возраст Большого сфинкса восходит к началу адамовой эры. По
меньшей мере, он современник пирамид, ансамбль которых он, как мы увидим,
завершил собой.
Изображение Большого сфинкса подвергалось на протяжении истекших веков
многочисленным ударам судьбы. Много раз его целиком покрывали пески, в течение
целых веков его считали легендой или простым воспоминанием. Время от времени
пески приходили в движение, полностью или частично открывая его. Одна из
надписей, относящихся к Четвертой династии
[29]
, отзывалась о сфинксе как о «монументе, происхождение которого теряется во
тьме времени»
[30]
.
В ту эпоху царствовавший фараон приказал насыпать ливийский песок вокруг
ансамбля статуи, который на целое поколение исчез с лица пустыни.
Таким образом, много раз после своего зарождения из камня Большой Сфинкс
оказывался мертвым и погребенным.
С каждым возрождением он все выше подымался над землей, поскольку каждый раз
большая или меньшая часть окружавшей его бока почвы отбрасывалась в сторону.
На фотографиях пятидесятилетней давности видно чудище, лишенное лап, в то время
как на современных снимках его передние лапы вырисовываются совершенно рельефно.
Здесь следует отметить это внезапное «полное появление» Большого сфинкса,
будто он обращается к современной эпохе.
Иссеченное лицо
У основания скалы от самых лап и до шеи статуи виднеется несколько слоев
каменных напластований. Майу связывает с шестью естественными слоями или
осадками камня последовательное понижение воды в Ниле. И эта бахрома
затемненных полос дала ему возможность предположить отвод египтянами вод Нила в
целях орошения земель.
Эрозия камня происходила и благодаря разницам в температурах, естественному
выветриванию поверхности, постоянному воздействию напора песков, которым
сопровождались попытки людей засыпать Большого сфинкса.
|
|