|
Представьте себе индейца Майя, купающегося в лучах Солнца. Что, по-вашему, при
этом происходит? Это событие, как и любое другое, - одновременно и психическое,
и физическое. Можно говорить о квантовом, электродинамическом взаимодействии
фотонов солнечного света и электронов человеческого организма. Но можно
говорить и о тех чувствах и интуитивных ощущениях, которые возникают «внутри»
этого человека. Целостность картины требует соединения обоих полюсов явления.
Солнце нагревает кожу человека и зажигает его разум; Солнце делится своим
теплом и в то же время выражает свои внутренние чувства; оно передает и
термоядерную энергию, и свои мысли и повеления.
* * *
Очень трудно удержаться от дальнейших размышлений, вызываемых захватывающими
идеями, изложенными в книге доктора Аргуэльеса. Прочтите ее - и вы убедитесь в
этом сами. Надеюсь, она одарит вас новой силой, направленной на оздоровление и
созидательные способности Содружества Земли!
Брайан Свимми,
Институт Культуры и Созидательной Духовности,
колледж Святых Имен, Окленд.
Введение
Загадка майя: за пределами науки
С момента торжества рационализма и промышленной революции восемнадцатого века
установилась всеобщая убежденность в том, что современная наука является
вершиной достижений человеческой цивилизации. Вера в это является краеугольным
камнем доктрины материального, технологического прогресса. Совсем недавно
представление о том, что когда-либо в истории могли существовать науки, более
развитые, чем преобладающие ныне знания - на которых в конечном счете основан
каждый аспект глобальной индустриальной цивилизации, - было совершенно
немыслимым. Но наступил момент, когда именно рационально непостижимое может
оказаться последним и единственным средством, которое позволит человечеству
найти безопасный выход за пределы коварных и яростных атак ядерного милитаризма
и отравления окружающей среды, угрожающих сейчас существованию нашей планеты,
Хорошо укрепленный и бдительно следящий за сохранением своих позиций научный
материализм ревностно охраняет врата своей территории, руководствуясь при этом
единственной целью: стремлением сохранить миф о превосходстве вечно
развивающейся технологии. Поэтому сведения об НЛО и множестве паранормальных
случаев, открытие в 1976 году «рационально» необъяснимых феноменов Марса
мгновенно превращаются в секретные материалы, скрываемые от общественности. И
все-таки утром 26 января 1986 года, всего через четыре дня после триумфального
прохождения станции «Вояджер 2» рядом с Ураном, которое принесло поразительные
научные данные, космический шаттл «Челленджер» взорвался на глазах тысяч
очевидцев и миллионов телезрителей. В миг устрашающей огненной вспышки миф о
превосходстве технологического развития испытал тяжелейший удар.
Окно сомнений и уязвимости, распахнутое роковой миссией «Челленджера», вызвало
у разумных людей раздумья о цели технологии и «непогрешимости» современной
науки. В брешь, образовавшуюся в мифе о технологическом превосходстве,
ворвались странные ветры. В призрачном свете того, что находится за пределами
научного рационализма, у человечества возникли вопросы: «Что если тот путь,
которому мы следуем, не является лучшим или самым мудрым?», «Что если мы - не
самая разумная цивилизация из существовавших на Земле?», «Могли ли существовать
народы, более умные, мудрые и развитые, чем мы, значение которых мы упустили
из-за своего самодовольства?», «Могла ли на Земле или где-то еще существовать
наука более развитая, чем наша?», «Почему мы настолько уверены, что научный
материализм представляет собой лучший метод выдавливания ответов из космоса,
беспредельность и загадочность которого бесконечно превышают возможности
рационального разума?». Иными словами, призрак технологического кризиса взывает
к подлинному, коренному смещению парадигмы. Необходимость этого витает над нами
уже давно, еще со времени самых первых открытий квантовой физики, однако для
подкрепления ее осознания потребовались реальные трагические толчки.
В течение двадцатого века чувствительные научные умы пытались проникнуться
иррациональным поведением мира, который пытается наблюдать рациональная наука,
и предупредить об опасности общественность. Их призывы не доходили до
воинственных правительств и технократов, облеченных властью принимать решения и
формировать общественный порядок, но популяризаторы «новой науки», такие, как
Фритьоф Капра, Айзек Бентов и Гэри Зуков, предприняли достойные восхищения
усилия, пытаясь передать сходство между квантовой физикой и восточным
|
|