|
мистического восприятия и был готов увидеть все, с чем мне предстояло
встретиться. Не считая визита в новый Антропологический Музей, вершиной этой
поездки стало путешествие в Монте-Альбан [
Monte Alban
], цитадель сапотеков [
Zapoted
], или «заоблачных людей», расположенную высоко в горах Оахаки. Основанный не
позднее 600 года до нашей эры, Монте-Альбан являет уникальный культурный стиль,
возникший под влиянием Майя и мексиканцев. Здесь сохранились скульптуры
дансантов
[
Danzantes
] - танцоров, пребывающих в экстазе жрецов-шаманов с головами животных, тела
которых украшены иероглифами. На боках фигур вырезаны числа математической
системы Майя, знаки Священного Календаря. Здесь же, на огромной площади
Монте-Альбана, высокогорного ритуального центра, расположены остатки
Обсерватории, здания с причудливыми изгибами стен. Я бродил по городу,
размышляя о том, кем были эти танцоры и каково значение календарных символов. У
меня возникло ощущение присутствия этих существ - жителей звезд, стражей этого
места. Кем же они были?
Неподалеку от Монте-Альбана, в крошечном городке Теотитлан дель Валье [
Teotitlan del Valle
], по-прежнему продолжают отправлять древние обряды и ткать гобелены с
изысканными геометрическими и символичными узорами. Меня поразила встреча с
владельцем одной лавки, который немного знал английский, и его братом, ткачом,
говорившим только на языке сапотек. Я пытался купить или выменять у них
какие-нибудь изделия, и козырной картой хозяина оказались два ковра с одним и
тем же орнаментом, один из которых был сделан в сочетаниях красного и черного,
а другой - в голубых и оранжевых тонах. Узор тканей был примечателен тем, что
состоял из одной лишь линии, которая извивалась и отражалась таким образом, что
делила ковер на две равные части, но создавала при этом впечатление
восьмигранной мандалы. Я с благоговением рассматривал полотно, а хозяин хитро
подмигнул мне и сказал: «Видите, древние мексиканцы тоже знали о существовании
Инь
и
Ян»
. Яркое и неожиданно гармоничное сочетание голубого и оранжевого заставило меня
купить именно этот гобелен, и, когда мы с хозяином отметили сделку ритуальной
кружкой пива, я почувствовал, что преодолел еще одно пересечение временных эпох.
Хунаб Ку.
Шел 1968 год - разгар волнений и насилия во всем мире. Покидая Мехико, мы
слушали радио, которое передавало репортажи о беспорядках в Тлалтелолко, во
время которых погибло около четырехсот студентов. Мои мысли вновь и вновь
обращались не только к несправедливости, царящей в этом мире, но и к
общераспространенному искаженному взгляду на не западный, «третий» мир. Это
беспокойство повлияло и на мое преподавание истории искусств в Калифорнийском
университете Дэвиса, и в результате я принял участие в первых попытках создания
колледжа Коренной Американской Культуры - Университета Деганавида-Кетцалькоатля.
Цолькин, Священный Календарь Майя.
В ходе этой деятельности я познакомился с двумя необычными коренными
американцами - Тони Ширером и Солнечным Медведем. Тони был страстно увлечен
пророчествами Кетцалькоатля и Священным Календарем, о которых он написал
прекрасную книгу под названием
«Повелитель зари»
.
Его вторая книга
«Под Луной, под Солнцем»
также рассказывает о Священном Календаре; в ней приведен тот образ, который я
называю
Конфигурацией Бинарного Триплета
|
|