|
- единицы;
виналь
- двадцатки;
тун
- 400;
катун
- 8000;
бактун
- 160000.
Я не переставал изумляться совершенству устройства этой системы и загадочности
ее подлинного предназначения. Очевидно, Морли оно было неизвестно. Несмотря на
его высокое мнение о культуре Майя он (и, как мне предстояло узнать позже, -
подавляющее большинство археологов) оценивал цивилизацию Майя с точки зрения
материального, технологического развития и поэтому считал их относящимися к
каменному веку: Майя не использовали ни металлов, ни колеса. И все же
удивленный Морли отмечает, что даже без элементарных материальных
приспособлений Майя удалось разработать систему знаний и принципы архитектуры,
исполненные соразмерной гармоничной красоты, сравнимой с величайшими
достижениями цивилизаций Старого Света. Для Морли, написавшего свою книгу в
1947 году, Майя остались «поразительным исключением... Вряд ли существовали
иные культуры подобного примитивного уровня... настолько глубоко
сосредоточенные на интеллектуальных достижениях».
Моя неудовлетворенность ограниченностью подхода Морли смешивалась с отсутствием
личного опыта и знаний, необходимых для осознания действительных причин моего
дискомфорта. Чем более страстным становилось мое стремление проникнуть в
математические, астрономические и календарные знания Майя в той форме, в какой
оно было представлено расшифровками Морли и его коллег, тем яснее я ощущал
плотную завесу, непроницаемую для моего восприятия. Мне пришлось отступить в
область грез и фантазий. Одна из них посещала меня чаще всего - мечта о
путешествии в жаркие джунгли Мезоамерики, где я обретаю преображающий,
невыразимый опыт, переживаю катарсис и возвращаюсь назад совсем иным человеком
- носителем знания, провидцем. Эта мечта, эта навязчивая идея вела и
подстегивала меня в погоне за Майя.
Майя оставались моим основным увлечением на протяжении обучения в колледже и -
особенно - в годы аспирантуры. Историю искусств в Чикагском университете
преподавали на очень высоком уровне, но, к сожалению, там не читали ни одного
курса по искусству доколумбовой Америки. Я изучил все, что только смог
обнаружить в университетской библиотеке, а также в Институте Искусств и музее
Филда в Чикаго. Используя мастерство и упорядоченность, которые я обретал при
изучении традиционной истории в университете, я окунулся в самостоятельные
исследования Майя и всего искусства доколумбовой эпохи в целом. В большей части
я получал удовольствие от этого изучения, и теперь я мог полностью погрузиться
в то, что стало моим любимым направлением истории искусства.
И все-таки, чем больше я читал, изучал, обдумывал и сопоставлял, тем четче
становилось мое ощущение того, что что-то упущено. Казалось, никто из
исследователей Майя не мог уловить самого главного. Все археологи относились к
ним как к счастливому и загадочному исключению среди цивилизаций каменного века.
Я начал подозревать, что причиной, по которой изучение культуры Майя вообще
продолжается, является именно невозможность понять их с традиционных позиций
археологов, относящихся к этой цивилизации настолько самодовольно, словно в
этом непонимании виноваты сами непредусмотрительные Майя!
Самым именитым, помимо Морли, исследователем и толкователем культуры Майя
является археолог Дж. И. С. Томпсон. Ему, составителю двух прекрасных
монументальных трудов -
«Иероглифическая письменность Майя» и «Каталог иероглифов Майя»
, более чем кому-либо другому, свойственно отношение к Майя как к умственно
отсталым и одержимым гениям, «Бог-знает-по-какой-причине» достигшим дьявольских
высот астрономической математики, - впрочем, не имевшей, по его мнению,
никакого рационального применения. Еще в большей степени, чем Морли, Томпсон
оценивал Майя по меркам эпохи Возрождения европейской цивилизации. Высказывания
Томпсона об искусстве Майя исполнены унижающей нетерпимости. Поскольку
археологи вроде Томпсона не способны вникнуть в подлинные глубины культуры Майя,
они склонны приписывать им самое худшее - это связано с тем чувством
неловкости и конфликта, которые возникают, когда их «передовые и современные»
убеждения сталкиваются с чуждым им фаталистическим миром. Поэтому, когда дело
касается, несомненно, самого загадочного вопроса цивилизации Майя - их
внезапного упадка в девятом веке нашей эры - Томпсон предпочел увидеть причину
этого заката в восстании рабов, разрушивших деспотическое правление. Морли же
сомневается в этом: «Трудно поверить, что настолько слаженная и мощная
цивилизация могла быть низвержена мгновенно... Даже если недовольство
государственным строем медленно накапливалось в течение столетий, не осталось
никаких следов, позволяющих археологам его выявить».
Размышления о неудовлетворительности подобных объяснений переполняли меня летом
1964 года, когда я готовился к очередной поездке в Мексику. Мое романтическое
|
|