|
сохранялась форма С. Божья, заключавшегося в приведении убийцы к трупу убитого.
Окончательно выходят из употребления С. Божьи на Западе в середине XVIII в. До
настоящего времени С. Божьи сохранились у многих диких внеевропейских народов,
преимущественно в Африке, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает
какой-нибудь сильный органический яд; если он сумеет сделать прием яда
безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным".
Известный британский антрополог и этнограф XIX столетия Эдвард Тэйлор в книге
"Антропология" сообщает о Судах Божиих: "Варварские законы уже в ранние времена
начали призывать на помощь магическия и божественныя силы, решая трудные задачи
- открыть виновных, выудить правду от свидетелей и сделать обещание
обязательным. Это повело к широко распространенной системе ордалий (судебных
испытаний) и клятве. Иныя ордалии действительно служили для открытия истины
вследствие их влияния на совесть виновных. Это относится, например, к горсти
риса, которую должны взять в рот все члены заподозренного дома в Индии и
проглотить которую вору часто препятствует его нервная боязнь. Тоже делалось в
Англии с corsnaed, или испытательным ломтем освященного хлеба или сыра; даже
теперь крестьяне не забыли еще старой формулы: "чтоб мне подавиться этим куском,
если я лгу!". Другую из немногих ордалий, еще остающихся в народной памяти,
можно видеть в тех случаях, когда в каком-нибудь отдаленном фермерском доме
всех заподозренных в воровстве заставляют держать Библию, которая привязана к
ключу и должна повернуться в руках вора; в такой форме поддерживается гадание,
практиковавшееся в классическом мире с решетом, подвешенным к остриям раскрытых
ножниц. Ордалии отжили свой век и в настоящее время изгнаны из законов
большинства цивилизованных народов. В наши дни, чтобы видеть признанное законом
испытание раскаленным железом, приходится отправляться в такие страны, как
Аравия; в Англии оно практиковалось в те дни, когда рассказывалась легенда о
королеве Эмме, ходившей по раскаленным докрасна сошникам от плуга; теперь это
древнее представление проделывается фокусниками в цирках. Однако даже в
недавние годы известны случаи, когда английские поселяне погружали в воду
какую-нибудь старую женщину, заподозренную в колдовстве, не сознавая, что они
повторяют старинное испытание водою, в котором священная стихия отвергает
нечестивого и принимает праведного, так что виновный плавает, а невинный тонет;
этот судебный обряд составляет часть индусской книги законов Ману; в английском
праве до начала XIII столетия он представлял легальное средство испытания лиц,
обвиняемых в убийстве или грабеже. Ордалии, при которых подвергнутый им
призывает на себя какое-либо оедствие, если он виноват, очень близки по своей
сущности с клятвами. Однако при клятве обыкновенно призывается свыше будущая
кара, в этой жизни или загробной; так, в русских судах в Сибири можно видеть
любопытное зрелище принесения присяги остяками, когда в залу суда вносится
медвежья голова, чтобы остяк мог укусить ее, заклиная этим медведя укусить его,
в случае если свидетель сделает ложное показание. Судебные присяги в нашей
стране носят в своих внешних приемах следы глубокой древности. В Шотландии
свидетель поднимает свою руку к небу жест, которым грек и еврей орали в
свидетели верховное божество и призывали божественное мщение на голову
клятвопреступника. В Англии целование книги (Священного писания) происходит из
обычая прикасаться к священному предмету, подобно тому как древний римлянин
прикасался к алтарю или Герольд к ящику с мощами". Читатель, надеюсь, получил
общее, быть может, утомившее его представление о сущности ордалических
испытаний. Однако в приведенных материалах нет никаких упоминание об
эффективности подобных действий, деталях их проведения и, что важнее всего, о
поразительных побочных эффектах, выявляемых в процессе некоторых ордалий. А
жаль. Жаль потому, что в ходе определенных испытаний (водой, весами, огнем,
ядами) с древнейших времен отмечались заложенные, видимо, изначально в их
основу удивительные проявления, поражающие воображение эффекты, непостижимые и
сегодня феномены. Весьма вероятно, что именно они придавали подобным
процедурам мистический ореол, приводили наблюдавшего их человека к мысли о
несомненном и очевидном вмешательстве в судебную процедуру всемогущего и
всезнающего Бога как гаранта справедливости. Остальные же ордалические
испытания, такие, как жребий, присяга, судебный поединок, свидание с трупом,
протекали, как можно понять, всегда обыденно, без нарушения тысячелетиями
сформировавшихся представлений о возможном и вероятном, не возбуждая особых
эмоций у очевидцев. Не по этой ли причине в средневековых хрониках и в
свидетельствах путешественников и исследователей последних лет описания
последней группы Судов Божьих весьма редки? В силу сказанного дальнейший
рассказ о Судах Божьих будет вестись в основном о первой группе -
парадоксальной - ордалических испытаний и будет включать детальное изложение
фактического материала и сути наблюдаемых при этом эффектов, поразительно ярких,
самобытных, неподвластных рассудку, насыщенных элементами таинственного и
непонятного. На второй же группе ординарной - мы остановимся лишь вкратце.
Парадоксальная мысль об изначально заложенных в основу ряда ордалических
процедур и поныне необъяснимых эффектов не дает покоя, не укладывается в
прокрустово ложе догматов современных представлений об истоках знания.
Приведенные ниже факты, безусловно, интересны, и нам надлежит найти им
объяснение. Перейдем к ознакомлению со свидетельствами разных лет.
СВИДЕТЕЛЬСТВА РАЗНЫХ ЛЕТ: ГРУППА ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ (водой и весами,
ядами, огнем)
ИСПЫТАНИЯ ВОДОЙ И ВЕСАМИ
Объединение этих двух разновидностей испытаний оказывается возможным из-за
очевидного сходства побочных эффектов, выявляемых во время их применения.
Установить точное время зарождения этих испытаний ныне невозможно. Дата первого
|
|