|
существованием в ту пору представлений о непосредственном участии Бога в
подобных испытаниях. Таким образом, не без оснований можно обычную во всех
цивилизованных странах формулу вынесения судом приговора: "Именем Короля
(республики, народа и т.п.)..." произносить в самой высокой тональности:
"ИМЕНЕМ ГОСПОДА БОГА!.." А поскольку Бог - несомненный гарант справедливости и
непогрешимости, то приговоры Судов Божьих обжалованию не подлежали. Что же
касается наказания, то особенно в средние века существовала мягкая фраза, четко
очерчивающая милосердие судей: "Предать казни милостивой и строгой... без
пролития крови", а это означало сожжение на костре заживо, как были сожжены
Жанна д'Арк, Ги Моле, Джордано Бруно и еще 10 000 000 лиц, имена которых
известны всезнающему Господу Богу. Для читателей, сомневающихся в точности
исчисления жертв Святой Инквизиции, сошлюсь на немецкого ученого Солдана,
приведшего эти цифры в своих исследованиях о ведьмах. А немцы, как вы, вероятно,
знаете, народ весьма пунктуальный, педантичный и четкий. Перейдем же теперь к
ознакомлению с сущностью Судов Божьих.
ОРДАЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ (суды божьи)
Поскольку не каждый читатель может обратиться к авторитету Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона, приведу цитату из этого издания. (СУД БОЖИЙ - Dei
iudicum) или ордалии (англосаксонск. ordal приговор, суд) в средневековом
процессе допускался, когда исчерпывались все обыкновенные средства Суда;
стороны могли апеллировать от С. человеческого к С. Божию. Формы С.Б. были
различны: преимущественно практиковался жребий, присяга и рота, ордалии в
тесном смысле и судебный поединок. Ордалиями в тесном смысле называют испытания
посредством огня и воды; спорящие вызывались сделать что-нибудь такое, что по
естественному порядку вещей должно быть гибельно для них, но вследствие
непосредственного участия Божества окажется безвредным. Испытание огнем
состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной
рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного
железа, испытание водою производилось или кипящей или холодною водою; при
испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое
обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водой
обвиняемого, перевязанного веревкой, бросали в воду, и если он шел ко дну, то
считался невиновным, если же оставался на поверхности воды, то признавался
виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду
как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает) . С
принятием христианства появилось новое испытание - крестом; истец и ответчик
ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или
падал, тот считался виновным. Русская Правда упоминает испытание железом и
водою; об ордалиях говорится в договоре русских с немцами (XIII в.); судебные
акты еще в XVII в. указывают на производство испытаний водою. Из Русской Правды
видно, что испытание огнем производилось посредством раскаленного железа; из
поучения Серапиона (XIII в.) можно заключить, что испытание холодной водой
производилось так же, как и у германцев. По Русской Правде испытание водой
применялось в исках от двух гривен серебра до полугривны золотом; ордалии
применялись в исках об убийстве, а также и во всех тяжбах поклепных, т.е. когда
обвинитель не мог представить никаких доказательств, кроме своего утверждения;
кроме татьбы, сюда относились иски об истреблении чужого имущества, но не иски,
возникающие из договоров. Испытанию подвергался обвиняемый, если он не мог
опровергнуть обвинение иным способом; к железу обращались также в случаях
недостаточности приведенных обвинителем доказательств, когда на стороне
обвинителя был послух-холоп, а не свободный человек; ордалии, следовательно,
имели значение очистительной присяги, но отличались от нее тем, что допускались
в более ценных исках, чем присяга, которая признавалась достаточною лишь при
ценности иска до 2 гривен серебра. По мнению Пахмана, в некоторых случаях
испытанию подвергался истец, именно когда он не представлял никаких
доказательств обвинения. Вообще С. Божьи существовали у всех народов в первый
период их жизни; кроме германцев и русских - также у индусов, евреев, греков,
скандинавов, славян и др.; у индусов С. Божьи сохранились до настоящего времени.
В древнейшее время суды божьи находились в ведении жрецов. Католическая
церковь после бесплодной борьбы против С. Божьих приняла их под свое
покровительство; в церквах находились священные орудия испытания, которое
проводилось в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением
испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С.
Божьих; кроме вышеуказанного испытания крестом применялись испытания освященным
куском хлеба или сыра - обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у
него в горле. Испытание причастием применялось преимущественно к обвиняемым
лицам духовного звания: предполагалось, что на виновном оно должно отозваться
неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божьим был привод подозреваемого в
убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении убийцы
выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на Западе применялись
обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих
применялись к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к
женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя (т.е.
лица, по договоренности или найму согласного на участие в нем. - Ю.Р.); к
свободным, которые не находили себе присяжников. Мало-помалу С. Божьи выходили
из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали
возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божьи, преимущественно
испытания ведьм холодной водой; новым испытанием явилось взвешивание ведьм,
которое так же, как испытание водою, основывалось на веровании, что ведьмы,
имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего
|
|