|
ура-патриотизма по прошествии менее девяти лет после свержения Хайле Селассие
(и менее восьми лет после того, как его с помощью подушки задушил свергнувший
его подполковник Менгисту Хайле Мариам). Также ощущались повсюду недоверие,
ненависть и явный страх: люди с горечью вспоминали конец 70-х годов, когда силы
Менгисту развязали «красный террор» против тех, кто пытался восстановить
монархию. Финансировавшиеся государством «эскадроны смерти» наводнили улицы,
вытаскивали подозреваемых из домов и казнили на месте. Семьи жертв подобных
чисток должны были затем возместить стоимость пуль, использованных для убийства
их родственников, прежде чем получить их тела для захоронения.
Именно в этом, взлелеянном подобными ужасами эмоциональном климате пришлось мне
вести предварительное исследование предмета, тесно связанного с последним
эфиопским императором и с династией Соломона, к которой он принадлежал.
Насколько тесна эта связь, стало ясно, когда один знакомый передал мне копию
документа, подготовленного во время пика власти и популярности Хайле Селассие,
— пересмотренной Конституции 1955 года. Созданный с целью побудить
«современного эфиопа приучиться к участию в управлении всеми государственными
ведомствами» и «в величественной миссии, которую в прошлом эфиопские сюзерены
должны были выполнять в одиночестве», этот примечательный законодательный акт
содержал, тем не менее, следующее недвусмысленное подтверждение извечного
монаршего божественного права править:
«Императорское достоинство навечно закрепляется за династией Хайле Селассие I,
родословная которого прямо восходит к династии Менелика I, сына царицы Эфиопии,
царицы Савской и царя Иерусалима Соломона… В силу Его Императорской Крови, а
также полученного Им помазания, личность Императора священна, Его Достоинство
неприкосновенно, а Его Власть неоспорима».
Вскоре я убедился в том, что наш гид в Аксуме Зелелеу был прав по крайней мере
в одном: император притязал-таки на то, что является двести двадцать пятым
потомком Менелика по прямой линии. Больше того, лишь немногие из тех, с кем я
беседовал в Аддис-Абебе, даже самые революционные из них, сомневались всерьез в
сакральной генеалогии Соломоновой династии. Даже шептались о том, что президент
Менгисту сам стащил кольцо Соломона с пальца мертвого Хайле Селассие и теперь
носил его на среднем пальце руки, как если бы надеялся обрести с его помощью
хоть часть харизмы и магических способностей, приписывавшихся предшественнику.
Подобные перешептывания и слухи представляли немалый интерес. Однако они не
удовлетворили моего желания получить достоверную информацию о ковчеге завета и
его мистической связи с низложенной «династией Хайле Селассие I». Проблема
состояла в том, что большинство из моих эфиопских собеседников были слишком
напуганы, чтобы поведать мне все, что знали, и замолкали, как только я упоминал
ковчег, покойного императора или что-то, связанное с предреволюционным периодом,
могущее быть истолковано как подстрекательство. Поэтому я добился некоторого
успеха только после прибытия в Аддис-Абебу из Англии знающего коллеги —
профессора Ричарда Пэнкхерста, которому я предложил стать соавтором книги,
готовившейся мной для эфиопского правительства.
Внук знаменитой английской суфражистки Эммелин Пэнкхерст и сын Сильвии
Пэнкхерст, героически сражавшейся на стороне абиссинского сопротивления во
время итальянской оккупации в 30-е годы, Ричард был и остается ведущим
историком — специалистом по Эфиопии. Во времена императора Хайле Селассие он
основал весьма уважаемый Институт эфиопских исследований при университете
Аддис-Абебы. Вскоре после революции 1974 года он вместе с семьей уехал из
страны и теперь жаждал вернуться к работе. Поэтому план нашей книги вполне
отвечал его интересам, и он взял отпуск в Королевском Азиатском обществе в
Лондоне, с тем чтобы обсудить наше сотрудничество в работе над книгой.
Это был высокий, но довольно сутулый мужчина далеко за сорок, с застенчивыми,
почти извиняющимися манерами, скрывавшими, как я убедился позже, большую
самоуверенность и необычайное чувство юмора. Его знания эфиопской истории были
всеобъемлющими, и первым делом я обсудил с ним проблему ковчега завета и явно
несуразное утверждение о том, что он может храниться в Аксуме. Считает ли он
вообще, что это предание имеет реальное основание?
Ричард ответил в том духе, что услышанная мной в священном городе легенда о
Соломоне и царице Савской имеет древнюю историю в Эфиопии. Существовали многие
устные и письменные варианты. Самый древний из последних, дошедших до наших
дней, содержался в рукописи XIII века «Кебра Нагаст», которая высоко чтилась и,
как считало большинство эфиопов, излагала «правду, всю правду и ничего, кроме
правды». Но, будучи историком, Ричард не мог согласиться с подобной правдой,
поскольку было установлено практически без какого-либо сомнения, что родина
царицы Савской находилась в Саудовской Аравии, а вовсе не в Эфиопии. Тем не
менее Ричард не отвергал полностью возможность того, что легенда могла
содержать «какую-то крупицу истины». В античные времена сушествовали-таки
подтвержденные документами связи между Эфиопией и Иерусалимом (хоть и не во
времена царя Соломона), и нет сомнений в том, что эфиопская культура сохранила
сильный «налет» иудаизма. Лучшим свидетельством этого служит проживание в
стране группы туземных евреев — так называемых фалашей, обитавших в Симиенских
горах к югу от Аксума и на берегах озера Тана. Имеются и широко
распространенные обычаи (общие в своем большинстве для абиссинских христиан и
их соседей — фалашей), хоть и косвенно, но свидетельствующие о древних связях с
иудейской цивилизацией. Они включают обрезание, следование запретам в пище,
|
|