|
фреске Яред выступает перед царем Гебре Маскалом. Ступня святого пронзена
стрелой, выпавшей из руки монарха, но они настолько очарованы звучанием систра
и барабана, что не замечают этого.
Недалеко от старой церкви видны руины когда-то внушительного здания, от
которого остались глубоко врытые фундаменты. Здесь, объяснил Зелелеу, стояла
первоначальная церковь Святой Марии Сионской, построенная в IV веке н. э. — во
время обращения Аксумского царства в христианство. Примерно двенадцать столетий
спустя, в 1535 году, ее сравнял с землей фанатичный мусульманский завоеватель
Ахмед Грагн (Левша), орды которого пронеслись через Африканский рог, начиная с
Харара на востоке, и одно время грозили полным искоренением эфиопского
христианства.
Незадолго до ее разрушения «первую Святую Марию» — как называл церковь Зелелеу
— посетил странствующий португальский монах Франсишку Алвариш. Позже я прочитаю
его описание церкви — единственное сохранившееся:
«Она очень большая и имеет пять довольно длинных нефов, ее потолок и стены
расписаны, есть в ней и клирос наподобие привычных нам… Вокруг этой благородной
церкви каменными плитами, похожими на могильные камни, выложена широкая дорожка,
окруженная большим забором, и на некотором расстоянии проходит еще одна
большая ограда вроде стен большого города».
Зелелеу точно указал дату начала строительства первоначальной Святой Марии —
372 год н. э., а это означает, что она, вероятно, была самой первой
христианской церковью в Черной Африке. Просторная базилика с пятью проходами с
момента своего открытия была самым, святым местом в Эфиопии. Объяснялось это
тем, что она была построена для хранения ковчега завета, который — если верить
легендам — был доставлен в страну задолго до рождения Иисуса и взят под опеку
христианской иерархией вскоре после того, как новая религия стала официальной в
Аксумском государстве.
Когда Алвариш посетил Святую Марию в 20-х годах XVI века и, таким образом, стал
первым европейцем, записавшим эфиопский вариант легенды о царице Савской и о
рождении ее единственного сына Менелика, ковчег все еще находился в святая
святых древней церкви. Ему, однако, недолго предстояло оставаться там. В начале
30-х годов XVI века, когда вторгшиеся в страну армии Ахмеда Грагна подошли к,
городу, священная реликвия была перенесена «в другое место хранения» (Зелелеу
не знал, куда именно). Так она избежала уничтожения и не была захвачена в
качестве добычи, когда мусульмане разграбили Аксум в 1535 году.
Столетие спустя после восстановления мира по всей империи ковчег был
торжественно возвращен и помещен на хранение во второй Святой Марии,
построенной Фасилидасом рядом с развалинами старой церкви. Там он и находился,
судя по всему, до 1965 года, когда Хайле Селассие переправил его в новую и
более надежно защищенную часовню, сооруженную одновременно с грандиозным
собором, но в качестве придела церкви XVII века.
Именно на участке построенной Хайле Селассие часовни монах-хранитель рассказал
мне поразительную историю ковчега и предупредил о «силе его воздействия».
— Что за сила? — попытался уточнить я. — Что вы имеете в виду?
Хранитель словно окаменел и как бы стал еще бдительнее. Последовало долгое
молчание. Затем он хохотнул и спросил в свою очередь:
— Вы видели стелы?
— Да, — ответил я, — видел.
— Как, вы думаете, они были поставлены?
Я признался, что не имею ни малейшего понятия.
— Для этого использовали ковчег, — тихо прошептал монах, — ковчег и небесный
огонь. Люди никогда не смогли бы сами сделать это.
По возвращении в эфиопскую столицу Аддис-Абебу я воспользовался представившейся
мне возможностью для небольшого поиска исторических подтверждений легенды,
рассказанной мне хранителем. Я хотел узнать, возможно ли вообще, что царица
Савская была правительницей Эфиопии. И, если это возможно, могла ли она
совершить путешествие в Израиль во времена Соломона — примерно три тысячелетия
назад? Могла ли она понести от еврейского царя? Родила ли она ему сына по имени
Менелик? И — что еще важнее — мог ли ее сын отправиться молодым человеком в
Иерусалим, прожить там год при дворе своего отца и затем вернуться в Аксум с
ковчегом, завета?
Глава 2
РАЗОЧАРОВАНИЕ
В Аддис-Абебе 1983 года мои вопросы, призванные помочь мне оценить,
действительно ли Аксум является последним пристанищем ковчега завета, не
встретили особого понимания. В атмосфере еще витал мощный дух революционного
|
|