|
считается, хранились несметные богатства в виде золота и жемчужин
5
. За толстыми гранитными стенами в глубине холма, должно быть, находились и
другие, еще не раскопанные комнаты.
В конце концов мы покинули крепость на вершине холма и по покрытой гравием
дороге спустились в центр Аксума. Почти в конце спуска мы сделали снимки
огромного открытого и глубокого резервуара для воды, высеченного в красном
граните склона холма, куда вели грубо вытесанные ступеньки. Этот так называемый
Май Шум показался нам весьма древним, что и подтвердил Зелелеу, сообщивший, что
первоначально он служил купальней царице Савской.
— По крайней мере наши люди верят в это. С начала эпохи христианства он
использовался для церемонии крещения во время празднования Богоявления, которое
мы называем
Тимкат.
Сегодня сюда ежедневно приходят за водой крестьяне.
Как бы в подтверждение своих слов он показал рукой на группу женщин,
спускавшихся по истертым ступеням с бутылями из тыквы на головах.
Мы даже не заметили, как пролетело время и наступила уже середина вечера.
Зелелеу предложил нам поторопиться, напомнив, что мы должны улететь обратно в
Асмэру на рассвете следующего дня, а нам еще предстояло многое посмотреть.
Следующая достопримечательность находилась поблизости и называлась «Парк стел»,
явно представляющий немалый археологический интерес. Здесь мы осмотрели и
сфотографировали массу гигантских обелисков, вырубленных из огромных кусков
гранита. Самый массивный из них треснул и рухнул на землю, как здесь считается,
более тысячи лет назад. В лучшие же времена он возвышался на сто десять футов и,
видимо, господствовал надо всей округой. Я вспомнил прочитанное в самолете о
том, что его вес, по прикидкам, превышает пятьсот тонн. Его считают самым
большим единичным камнем, успешно добытым и водруженным в древнем мире.
Эта упавшая стела была тщательно отесана и изображала высокое башнеподобное
тринадцатиэтажное здание с искусно высеченными на каждом этаже окнами и другими
подробностями и разделяющими этажи рядами символических выступов балок. У
основания можно разглядеть фальшивую дверь с молотком и замком, искусно
вырезанными из камня.
Другой упавший обелиск — гораздо меньших размеров и неповрежденный, по словам
Зелелеу, был украден во время итальянской оккупации в 1935–1941 годах,
доставлен с большим трудом в Рим и водружен Муссолини рядом с аркой Константина.
Поскольку он также искусно вырублен и представляет большую художественную
ценность, эфиопское правительство настаивает на его возвращении. К счастью, на
своем месте в «Парке стел» остался третий украшенный рельефами монолит.
Широким жестом наш гид указал на эту стоящую каменную иглу более семидесяти
футов высотой, увенчанную шлемом в форме полумесяца. Мы подошли поближе, чтобы
рассмотреть ее, и обнаружили, что, подобно своему огромному соседу, она
украшена резьбой таким образом, чтобы выглядеть как обычное здание — в этом
случае как девятиэтажный дом башенного типа. И снова главным украшением
переднего фасада служили изображения окон и деревянных балок, горизонтально
расположенных в стенах. Границы этажей определялись рядами символических торцов
бревен, а схожесть с домом подчеркивалась наличием фальшивой двери.
Вокруг этого искусного памятника установлены другие стелы разных размеров —
явно произведения передовой, хорошо организованной и процветавшей цивилизации.
Ни в одной другой стране Черной Африки не было даже отдаленно похожих
сооружений, и поэтому Аксум оставался загадкой с неизвестной предысторией и
Незафиксированными источниками вдохновения.
ЧАСОВНЯ ХРАМА
Напротив «Парка стел» через дорогу находится широко обнесенный стеной комплекс
из двух церквей: одной древней и другой — явно не столь давней постройки. Обе
они, объяснил Зелелеу, посвящены Святой Марии Сионской. Новая, с куполообразной
крышей и колокольней в форме обелиска, была построена Хайле Селассие в 60-х
годах. Строительство же другой восходит к середине семнадцатого века и является
делом рук императора Фасилидаса, который, как и многие монархи до и после него,
был коронован в Аксуме и питал почтение к священному городу, хоть и устроил
свою столицу в другом месте.
Претенциозный «кафедральный» собор, построенный Хайле Селассие, показался нам
неинтересным и даже отталкивающим. Сооружение же Фасилидаса привлекло наше
внимание своими башенками и парапетами с бойницами, ибо выглядело «наполовину
домом Господним, наполовину замком» и, следовательно, принадлежало к поистине
древней эфиопской традиции, в которой часто стирались различия между военным
сословием и духовенством.
В тускло освещенном помещении я разглядел несколько поразительных фресок. На
одной была представлена жизнь Марии, на другой — сцены Распятия и Воскресения
Христа, на третьей — легенда о Святом Яреде — предполагаемом создателе
страшноватой эфиопской церковной музыки. На несколько обесцвеченной временем
|
|