|
и дал довольно достоверное описание состояния иудаизма в этой стране в середине
IX века н. э. Его сообщение о длительной борьбе между абиссинскими иудеями и их
соседями в тот период также представляется вполне правдоподобным:
«И у них белое знамя, и на нем черным написано:
«Услышь, о Израиль, Господин наш Бог — единый Бог»…
Они бесчисленны, как песчинки в море, и не имеют иного занятия, кроме войны, и,
когда бы они ни дрались, они говорят, что сильным людям не след бежать, пусть
они умрут молодыми, и не позволяют им бежать, а обязывают их укреплять свое
сердце в Боге, и несколько раз они говорят или кричат все вместе: «Услышь, о
Израиль, наш Бог — единый Бог», и все они наблюдают».
В заключение Элдад указывает, что еврейские племена в Эфиопии были удачливы в
своих воинственных начинаниях и «наложили руки свои на шеи врагов своих». Это,
на мой взгляд, ни больше и ни меньше, как довольно точное описание истинного
баланса сил христиан и евреев в IX и в начале Х века. В конце концов, именно в
то время была свергнута христианская Соломонова династия Аксума. Мне же было
уже известно, что тот государственный переворот был делом иудейского монарха —
великой царицы по имени Гудит (или Иудифь, или, возможно, Иехудифь).
Как было изложено в главе 5, за коротким и кровавым царствованием Гудит
последовало — быть может, полстолетием позже — установление династии Загве, к
которой принадлежал царь Лалибела. Хотя вначале они почти несомненно были
иудеями, позже Загве обратились в христианство, а впоследствии (лет через
пятьдесят после кончины Лалибелы) отреклись от трона в пользу монарха,
притязавшего на Соломонову родословную.
Какими бы ни были его достижения, быстро стало ясно, что междуцарствие Загве не
исправило хроническое состояние конфликта между абиссинскими иудеями и
христианами. Продолжая свое исследование, я узнал, что живший в XII веке и
много путешествовавший испанский купец Бенхамин из Туделы сообщал о присутствии
в Эфиопии иудеев, которые «не находились под ярмом иноверных» и имели «свои
города и замки на вершинах гор». Писал он и о войнах с христианами, в которых
фалаши обычно были удачливы и брали «военную добычу и трофеи» по своему желанию,
ибо ни один человек не мог «превзойти их».
В XV же веке еврей-путешественник Элия из Феррары рассказывал, как встретил в
Иерусалиме молодого фалаша, который сообщил ему, как его единоверцы «сохранили
свою независимость в горных районах, откуда они постоянно развязывали войны
против христианских императоров Эфиопии».
Столетием позже иезуит епископ Овьедо утверждал, что фалаши укрывались «в
больших недоступных горах и отобрали у христиан многие земли, став их хозяевами,
а цари Эфиопии не могли покорить их, ибо они выступали только малыми силами и
было весьма трудно проникнуть в их цитадели в скалах».
Однако епископ ошибался. Свое заявление он сделал в 1557 году — к тому времени
фалаши не только никого не обирали, но стали мишенью непрерывных нападений
христианских войск, склонявшихся, похоже, к геноциду. Император из Соломоновой
династии Сарса Денгел, правивший с 1563 по 1594 год, вел против фалашей
непрерывную семнадцатилетнюю кампанию, описанную одним уважаемым ученым как
«настоящий крестовый поход, вдохновляемый религиозным фанатизмом».
Во время этой войны с жестокими ударами по фалашским укрепленным районам в
Симиенских горах к западу и югу от реки Тэкэзе оборонявшиеся защищались с
большим достоинством. Даже льстивый летописец Сарсы Денгела не смог не выразить
своего восхищения храбростью одной группы еврейских женщин, которые, чтобы не
стать пленницами и наложницами воинов императора, бросились в пропасть с
криком: «Да помоги мне
Адонаи
[Бог]!».
Позже фалашский царь Радаи был взят в плен. Когда ему предложили жизнь, если он
обратится с молитвой к Деве Марии о милости, Радаи якобы сказал: «Разве
упоминание имени Марии не запрещено? Поторопитесь! Мне будет лучше, если я
отправлюсь из мира лжи в мир справедливости, из темноты к свету. Убейте меня
поскорей». Полководец императора Йонаэл ответил: «Если ты предпочитаешь смерть,
умри мужественно и склони свою голову». Радаи склонил голову, и Йонаэл ударил
его своим большим мечом: с одного удара фалашский монарх был обезглавлен, а меч
пролетел мимо его коленей и вонзился в землю. Видевшие эту ужасную сцену якобы
восхитились «мужеством еврея в смерти, объявившего, что земные вещи плохи, а
небесные вещи хороши».
К концу описываемой кампании были атакованы две последние крепости фалашей в
Симиенских горах и захвачены, несмотря на храбрость их защитников. В обоих
случаях командиры и их помощники предпочли самоубийство плену.
Но это не положило конец преследованиям, напротив, еще большие зверства были
совершены после 1607 года, когда император Саснейос взошел на престол. Он
организовал погром всех фалашей, еще проживавших на нагорье между озером Тана и
Симиенскими горами. На протяжении следующих двадцати лет «недопустимой массовой
|
|