|
кампания была эскалацией борьбы между иудеями и христианами в самой Эфиопии?
Свидетельство того, что так оно и могло быть, содержится в «Кебра Нагаст». В
заключительной части великой эпопеи я нашел конкретное упоминание о царе Калебе
в главе, наполненной антииудейскими чувствами: здесь без какой-либо причины
эфиопские иудеи неожиданно названы «врагами Бога»; больше того, в тексте
содержится прямой призыв «разрезать их на куски» и опустошить их земли.
Все это сказано в контексте, где Калебу приписываются два сына. Одного из них
назвали «Израиль», а другого «Гебра Маскал» (на эфиопском его имя означает «Раб
Креста»). Трудно было не усмотреть в этих именах символ «трещины» между иудеями
и христианами (христианскую сторону представлял, естественно, Гебра Маскал, а
иудейскую — Израиль). Данный анализ обретал еще большую достоверность, когда я
припомнил, что фалаши никогда не называли себя «фалашами», а всегда «Бета
Израиль», т. е. «Дом Израиля»
26
.
Итак, очевиден основной смысл этого послания. Тем не менее все приведенное
описание затруднено для понимания какой-то неясной образностью. Несколько раз,
например, появляются слова «колесница» и «Сион». О первом я не имел никакого
понятия, а второе — «Сион» — было одним из нескольких эпитетов ковчега завета,
часто используемых в «Кебре Нагаст»
27
.
Все встало на свои места, когда я прочитал, что Израилю и Гебре Маскалу было
предопределено бороться друг с другом. После описания боя следует такой текст:
«Бог скажет Гебре Маскалу: «Выбирай колесницу или Сион», и Он повелит ему взять
Сион, и он будет открыто править с трона отца своего. И Бог заставит Израиля
выбрать колесницу, и он будет править тайно и будет невидимым».
Заканчивается «Кебра Нагаст» в том же стиле:
«Царству иудеев придет конец, и будет установлено царство Христа… Так Бог дал
царю Эфиопии больше славы, милости и величия, чем всем остальным царям на земле,
из-за величия Сиона, ковчега закона Божьего».
У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что здесь описывается — хоть и на
затемненном языке символов — конфликт между иудеями и христианами Эфиопии или
борьба за верховенство, в которой победили последователи новой веры и были
посрамлены последователи старой веры, вынужденные с тех пор жить невидимками в
потаенных местах. Также стало ясно, что в центре этой борьбы за власть
находился ковчег завета — Сион и что каким-то образом христиане сумели отобрать
его у иудеев, которым осталось довольствоваться с тех пор «колесницей», т. е.
чем-то менее ценным.
Дальнейшее исследование показало, что фалаши вовсе не безропотно согласились на
невидимость и статус второго класса, который пытались навязать им христиане.
Напротив, я обнаружил массу доказательств того, что они сопротивлялись с
величайшей решимостью и довольно долгое время.
Первый волнующий намек на продолжительную войну между абиссинскими иудеями и
христианами я нашел в отчете путешественника IX века по имени Элдад-Хадани,
более известного как Элдад «Данянин», поскольку он притязал на принадлежность к
потерявшемуся израильскому колену Дана. Совершенно неясно, кем он был и откуда
явился. В широко распространенном письме, датированном 833 годом н. э., он
утверждал, что даняне и три других потерявшихся еврейских колена проживали в
Эфиопии, где пребывали в постоянной вражде с христианскими правителями страны:
«И они убивали людей Эфиопии, и по сей день они бьются с сынами царств Эфиопии».
Далее я обнаружил, что ряд специалистов считали Элдада шарлатаном, а его письмо
— невероятным, фантастическим произведением. Другие же полагали, что многое из
написанного им основывалось на фактах. Я, не колеблясь, стал на сторону второй
школы — просто потому, что упоминания Элдада об абиссинских евреях были слишком
близки к истине, чтобы быть чистой выдумкой. Например, он утверждал, что фалаши
эмигрировали из Святой земли в Эфиопию во времена. Первого храма, вскоре после
распада на два царства — Иудейское и Израильское (т. е. около 931 года до н. э.
). Соответственно, писал он, они не отмечали праздников, установленных после
этой даты, вроде Пурима и Хануки. Не было у них и раввинов, «ибо последние
появились со Вторым храмом и сюда не пришли».
Мне уже было известно о несоблюдении фалашами указанных праздников и о
соответствующих последствиях. Перепроверив Элдада, я установил, что у фалашей
не было и раввинов: своих религиозных деятелей они называли «кахен» —
производное от еврейского слова «кохен» (знакомого по распространенному имени
Кохен), означающего «жрец» и восходящего к эре Первого храма.
В целом же все выглядит так, как если бы Элдад действительно побывал в Эфиопии
|
|