|
аристократии, но унаследовал достаточно большое состояние, чтобы удовлетворить
свою страсть к заморским странствованиям. Первоначально, как мне показалось,
именно эта жажда странствий завлекла его в сердце Эфиопского нагорья. Изучая же
его труд о фалашах, я начал понимать, что он проявлял слишком большой и
неизменный интерес к этому народу, чтобы объяснять это простым и нормальным
любопытством смышленого путешественника. На протяжении ряда лет он проводил
тщательное исследование веры, обычаев и исторического происхождения абиссинских
черных евреев. В процессе опроса старейшин и религиозных деятелей Брюс записал
много античных преданий, которые иначе были бы безвозвратно утрачены для
истории.
Одно из таких преданий утверждало, что «царь Аксума Эзана читал Псалмы Давида и
познакомился с молодым сирийцем Фрументием, который позже обратил его в
христианство». Дальше Брюс ясно дает понять, что знакомство монарха с указанной
книгой Ветхого Завета объяснялось
широким преобладанием иудаизма в Эфиопии того времени
24
, т. е. в начале IV века н. э.
В контексте того, что мне было уже известно об обычаях фалашеи, я охотно
поверил этому утверждению, и даже воспринял его как дополнительное
подтверждение своей стремительно развивавшейся гипотезы, а именно: что некая
форма иудейской веры, включавшей архаический обычай кровавого жертвоприношения,
существовала в Эфиопии по крайней мере за тысячу лет до появления Фрументия с
проповедью Евангелия Господня.
Вскоре я нашел новое подтверждений этого в древней и редкой эфиопской рукописи
25
, когда-то хранившейся в тиграйской крепости в Магдале (захваченной и
ограбленной в XIX веке британскими войсками под командованием генерала
Нейпиера). В рукописи, озаглавленной «История и генеалогия древних царей», я
обратил внимание на следующее место:
«Христианство было ввезено в Абиссинию 331 год спустя после Рождества Христова
Абуной Саламой, которого первоначально называли Фрументосом или Фрументием. В
то время эфиопские цари правили Аксумом. До того, как в Эфиопии стала известна
христианская религия, половина ее жителей была евреями, соблюдавшими Закон;
другая половина поклонялась Сандо-дракону».
Указание на поклонников «дракона» — предположительно эвфемизм для всякого рода
примитивных анимистических богов — вызывало интерес. Оно подсказывало, что
иудаизм так никогда и не стал исключительной государственной религией Эфиопии и
что в дохристианскую эру фалаши — как и евреи повсеместно — мирились с
одновременным существованием языческих вероисповеданий. Я рассуждал в том духе,
что фалаши, — несомненно, должны были встревожиться и попытаться забыть о своей
традиционной терпимости с появлением воинствующей евангелистской
монотеистической секты вроде христиан, которых они с полным основанием должны
были воспринимать как реальную угрозу собственной исключительности и своим
верованиям. Обращение царя Аксума должно было выглядеть особенно зловещим в
таком контексте, и с тех пор шла постоянная борьба между иудеями и христианами.
В записанных Брюсом преданиях многое подтверждает такой анализ. Шотландский
любитель приключений утверждал, например, что фалаши:
«…были в большой силе во время обращения в христианство, или, как они сами
называли это, в «вероотступничество». В то время они объявили своим сюзереном
принца племени Иудиного и расы Соломона и Менелика.
…Этот принц… не пожелал отказаться от религии своих предков».
Подобное состояние дел, добавил Брюс, должно было привести к конфликту,
поскольку христиане также претендовали на то, что ими правил царь, ведущий свое
происхождение от династии Соломона. Конфликт же возник по исключительно
светским причинам.
«Хотя и не дошло до кровопролития из-за различия в религиях, все же в связи с
тем, что каждая религия имела своего царя с одинаковыми притязаниями, было
множество битв из-за амбиций и соперничества в борьбе за власть».
Брюс не приводит подробностей об этом «множестве битв», книги по истории также
хранят молчание, разве что упоминают, что в VI веке христианский царь Аксума
Калеб собрал огромную армию и переправил ее через Красное море для сражения в
Йемене с Иудейским царем. А не возможно ли, рассуждал я, что та аравийская
|
|