|
растущее среди них влияние современной иудаистской практики отправления культа.
Размышляя над этим фактом, я понял, что должен существовать целый ряд возможных
объяснений. Самое очевидное и привлекательное из них является и самым
простейшим — и потому, скорее всего, правильным. Я пометил в своей записной
книжке:
«Предки нынешних фалашей, должно быть, были обращены в иудаизм в те времена,
когда все еще считалась приемлемой — для тех, кто обитал далеко от центрального
национального храма, — практика местных жертвоприношений. Это наводит на мысль,
что обращение это произошло до введения запрета царем Иосией, т. е. не позднее
VII века до н. э., а возможно, и раньше.
Гипотеза:
В какое-то время между сооружением храма Соломона (середина 900-х гг. до н. э.)
и царствованием Иосии (середина 600-x гг. до н. э.) группа евреев эмигрировала
из Израиля и обосновалась, в Эфиопии. Они установили определенные места
поклонения, где совершали жертвоприношения своему богу, — и принялись обращать
коренных жителей в свою веру. Возможно, что поначалу они поддерживали контакты
с родиной. Однако от нее их отделяло большое пространство, и логично
предположить, что со временем они оказались полностью изолированными. Таким
образом, их не затронули великие революции в теологии, свершившиеся в
иудаистском мире в последующие столетия.
Это объясняет, почему фалаши — единственные евреи, продолжающие все еще
практиковать жертвоприношения. Застывшие, как мухи в янтаре, как бы попавшие во
временную ловушку, они остались единственными, кто продолжает практиковать
подлинный иудаизм первого храма.
Пока все хорошо. Но вот вопрос:
почему
некая группа евреев эмигрировала из Израиля так далеко — аж в Эфиопию? Мы
говорим о периоде с Х по VII век до н. э., а не об эре реактивных лайнеров.
Значит, у эмигрантов был какой-то сильный побудительный мотив. Какой?
Ответ:
«Кобра Нагаст» не оставляет сомнений в природе этого мотива. Она указывает, что
теми эмигрантами были первенцы израильских старцев и что они прибыли в Эфиопию
в свите Менелика, дабы заботиться о ковчеге завета, который они похитили из
храма».
УПАДОК
Если описание в «Кебра Нагаст» принятия иудаизма в Эфиопии соответствует истине,
рассуждал я, тогда можно надеяться найти где-то, в исторических анналах
доказательства того, что иудейская вера пользовалась гораздо большей
популярностью в этой стране, чем сегодня. Это было бы понятно, если бы
изначально было связано со столь величественной фигурой, как Менелик I. Я
припомнил, как мой старый приятель Ричард Пэнкхерст упомянул в разговоре нечто
важное для данного направления поиска. Когда мы вместе работали в 1983 году, он
говорил мне, что когда-то фалаши были процветающим и сильным народом с
собственными царями.
Вот почему я еще раз позвонил Ричарду в Аддис-Абебу и попросил его подсказать
мне источники, которые могут пролить свет на упадок и окончательное падение
фалашеи.
Он предложил обратиться к книге, о которой я был уже наслышан: «Путешествия к
истокам Нила в 1768–1773 годах», принадлежавшей перу шотландского искателя
приключений Джеймса Брюса из Киннэрда. Пэнкхерст также порекомендовал мне
просмотреть «Царские хроники», составленные во время правления ряда эфиопских
императоров, начиная со средних веков. В них задокументированы, сказал он,
несколько войн между христианами и евреями, которые могут представлять
определенный интерес.
— Кроме этого, — добавил Ричард, — я даже не представляю, где ты мог бы найти
нужные сведения. Дело в том, что до Брюса о фалашах не было написано почти
ничего серьезного.
Джеймс Брюс из Киннэрда, как я обнаружил, был довольно загадочной личностью.
Выходец из пресвитерианской семьи из Стерлингшира, он принадлежал к низшей
|
|