|
собственным
таботом
(и даже несколькими, как я уже знал). Но действительно ли
таботы
являются копиями священного предмета, считавшегося ковчегом, который хранился в
святая святых в Аксуме? Если так оно и есть и если все
таботы —
плоские пластины, тогда следует заключить, что и священный предмет должен быть
плоской пластиной, т. е. он не может быть ковчегом (хотя и мог бы быть одной из
скрижалей, на которых записаны десять заповедей).
Все те таботы, которые я видел за долгие годы знакомства с Эфиопией, —
определенно были пластинами, а не ящиками, и пластинами иногда изготовленными
из камня, а иногда и из дерева. И именно эта характеристика навела ученую Хелен
Адольф на мысль, что Вольфрам фон Эшенбах обладал определенным знанием о
таботах,
когда придумал свой камень Грааля.
Все было бы прекрасно, если
бы таботы
были призваны изображать скрижали, хранившиеся в Ковчеге. С другой стороны,
если эти предметы считались копиями самого ковчега, тогда притязание Аксума на
владение этой реликвией серьезно подрывалось. Я не забывал, что именно эта
проблема — обратившая на себя мое внимание после посещения этнографического
хранилища Британского музея в 1983 году — побудила меня оставить первоначальное
исследование великой загадки, которая сейчас вновь овладела моим вниманием.
Прежде чем продолжить свой поиск, я посчитал необходимым установить раз и
навсегда, что именно представляют из себя
таботы.
С этой целью я позвонил доктору Белаи Гедаи — другому эфиопскому ученому,
рекомендованному мне Ричардом Пэнкхерстом. Представившись, я перешел прямо к
делу и спросил:
— Считаете ли вы, что ковчег завета находится в Эфиопии?
— Да, — категорично ответил он. — И не только я. Все эфиопы верят в то, что
ковчег завета находится в Эфиопии и хранится в церкви Святой Марии Сионской в
Аксуме. Он был доставлен сюда после посещения императором Менеликом I своего
отца Соломона в Иерусалиме.
— А что вы скажете о значении эфиопского слова «табот»? Не означает ли оно
«ковчег»? Являются ли
таботы
копиями хранящегося в Аксуме ковчега?
— На нашем языке множественное число слова «табот» — таботат. И они
действительно являются копиями. Поскольку имеется лишь один оригинальный ковчег,
а обычные люди нуждаются в чем-то осязаемом, с чем они могли бы связывать свою
веру, все остальные церкви используют эти копии. В Эфиопии ныне насчитывается
более двадцати тысяч церквей и монастырей, и каждая из них владеет, по крайней
мере, одним
таботом.
— Так я и думал. Но все же я озадачен.
— Почему?
— Главным образом потому, что ни один из виденных мной
таботат
не походит на библейское описание ковчега. Все они оказывались пластинами,
порой изготовленными из дерева, порой — из камня, и ни один из них не имеет
больше фута в длину и ширину и более двух-трех дюймов в толщину. Если подобные
предметы считаются копиями реликвии, хранящейся в церкви Святой Марии Сионской
в Аксуме, тогда логично заключить, что эта реликвия не может быть ковчегом
завета…
— Почему?
— Из-за библейского описания. Книга Исхода четко описывает ковчег как
прямоугольный ларец приличных размеров. Не вешайте трубку — я найду это место.
Я взял иерусалимское издание Библии с книжной полки над письменным столом,
раскрыл ее на главе 37 Книги Исхода, нашел нужную страницу и прочитал, как
ремесленник Веселеил изготовил ковчег в соответствии с божественным планом,
переданным ему Моисеем:
«И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим; длина его два локтя с половиною,
ширина его полтора локтя и высота его полтора локтя; и обложил его чистым
золотом внутри и снаружи…» (Исх. 37: 1–2).
|
|