|
собора путеводителей говорилось о «Вольфраме фон Эшенбахе, которого считали
тамплиером, хотя нет никакого доказательства этого». В ходе дальнейшего
исследования я смог установить, что действительно ходили упорные слухи по этому
поводу. Я также обнаружил, что несколько уважаемых ученых сделали предположение,
что немецкий поэт мог и сам посетить Святую землю в то время, когда он писал
«Парсифаля».
НА ПУТИ К СОКРОВИЩУ?
Меня заинтриговало утверждение Эммы Юнг, что тамплиеры во времена Вольфрама
«считались хранителями Храма Соломона». Я не мог понять, как это могло быть.
Однако, начав собственное исследование ордена, я открыл, что его официальное
название («Бедные рыцари Христа и храма Соломона») объяснялось тем, что их
штаб-квартира в Иерусалиме находилась на вершине горы Мориа, где стоял храм
Соломона до его разрушения вавилонянами в 587 году. Храм был построен в Х веке
до н. э. и его очевидным и
единственным
предназначением было служить, как сказано в Библии, «домом покоя для ковчега
завета Господня»
13
.
Отождествив себя с Храмом Соломона, рыцари тем самым, подумалось мне,
отождествили себя и с ковчегом завета. И мое ощущение укрепилось, когда я начал
изучать теорию ордена.
Орден тамплиеров был основан девятью французскими дворянами, добравшимися до
Святой земли в 1119 году — двадцать лет спустя после захвата Иерусалима
европейскими армиями. Историк XII века архиепископ Уильям из Тира отмечал, что
«главными и самими выдающимися» в той девятке «были досточтимый Гуго де Пейен и
Годфри де Сент-Омер».
Дальше я обнаружил нечто интересное: Гуго де Пейен, бывший первым великим
магистром Ордена, родился в деревушке Пейен в восьми милях к северу от города
Труа в старинном французском графстве Шампань. Больше того, похоже, что все
девять основателей были из одной и той же области. Отметим здесь несколько
совпадений.
1. Шартр с его замечательным собором был — как в XII, так и в XIII веке —
владением графов Шампаньских.
2. Один из Девяти первых рыцарей — Андре де Мон-бар (позже ставший пятым
великим магистром) был дядей Святого Бернара Клервоского, также родившегося в
Шампани. Этот необычайно влиятельный духовник проявил особый интерес и к
готической архитектуре, и к романам о Граале.
3. Город Труа, близко расположенный к месту рождения первого великого магистра
тамплиеров Гуго де Пейена, был также и родиной Кретьена де Труа —
«изобретателя» святого Грааля.
4. Гуго де Пейен был кузеном графа де Шампань, который в 1125 году вступил в
орден тамплиеров.
5. Когда Кретьен де Труа получил в конце XII века известность, его главным
патроном была графиня де Шампань.
Обратив внимание на эту цепочку совпадений, я с еще большим интересом продолжил
изучение ранней истории тамплиеров.
В ней было немало необычного. Самым, пожалуй, странным было то, как девять
первых рыцарей были приняты царем Иерусалима Балдуином I в 1119 году. По
прибытии в Священный город они сразу объявили ему о своем намерении устроить
свою штаб-квартиру на Храмовой горе, на которой монарх совсем недавно сделал из
мечети Аль-Акса свой царский дворец. Как ни странно, он немедленно удовлетворил
просьбу рыцарей, предоставив им для исключительного пользования значительную
часть бывшей мечети и ее внешних строений, прилегавших к знаменитому «Куполу из
камня» и входивших в пределы когда-то стоявшего там храма Соломона.
С тех пор, подобно современным археологам, занимающимся крупными раскопками, в
этом поистине бесценном месте жили, ели, спали и трудились рыцари. В самом деле,
на протяжении почти семи лет после своего прибытия они редко покидали это
место и непреклонно отказывались принимать кого-либо извне. В публичных
высказываниях они заявляли, что их миссия в Святой земле заключается в том,
чтобы «охранять от бандитов дорогу от побережья к Иерусалиму». Однако мне не
удалось найти доказательства того, что они действительно делали хоть что-то для
выполнения указанной миссии на протяжении тех семи лет; напротив, как отмечал
один авторитетный историк, «новый орден явно мало что делал» в тот период. К
тому же простая логика подсказывает, что девять человек едва ли могли защитить
кого-либо на дороге длиной почти в пятьдесят миль, а их-таки оставалось девять,
пока в 1125 году в орден не вступил граф де Шампань. Больше того, члены более
древнего и гораздо большего военного ордена рыцарей Святого Иоанна уже
занимались охраной паломников еще до прибытия тамплиеров.
Напрашивался поэтому вывод: Гуго де Пейен и его коллеги имели иное,
незаявленное предназначение. Как отмечено выше, они в основном держались границ
Храмовой горы в первые семь лет своего временного пребывания в Иерусалиме, а
|
|