|
Его целью был поиск ответа на один-единственный вопрос: когда Вольфрам говорил
о «Престере Джоне», мог ли он иметь в виду
эфиопского
монарха?
На первый взгляд ответ должен был быть отрицательным: в самом деле, он прямо
утверждает, что «Престер Джон» родился в «Индии» — стране, которой якобы правил
Фейрефиз и в которую он с Репанс де Шуа вернулся после приключений, описанных в
«Парсифале».
Картина осложняется тем, что в том же абзаце указывается, что «Индия» была
также известна как «Трибалибот» («Здесь мы называем ее «Индией», а там это
«Трибалибот»). Выше в тексте я нашел места, в которых Фейрефиза называли
«господином Трибалибота», что звучало достаточно достоверно, поскольку я уже
знал, что его сын «Престер Джон» сменил в конце концов его в качестве правителя
Трибалибота-Индии. Но я не забывал и того, что сам Фейрефиз был сыном царицы
«Зазаманка» Белакане. Поэтому и не удивился, узнав, что Вольфрам также называл
Фейрефиза «царем Зазаманка».
Единственный разумный вывод из подобной мешанины экзотических титулов и
названий состоял в том, что «Зазаманк», «Трибалибот» и «Индия» были на деле
одним и тем же местом. Но могло ли оно быть Эфиопией? Не разумнее ли было
предположить, что Вольфрам имел в виду Индостан, поскольку он и называет его?
Я решил исследовать реальную, историческую родословную «Престера Джона» в
надежде на то, что она прольет дополнительный свет на проблему.
РЕАЛЬНЫЙ ЦАРЬ
Имя «Престер Джон», обнаружил я, не было известно до XII века, в котором
европейские крестоносцы заняли священный город Иерусалим на продолжительный
период в восемьдесят лет с лишним (в конце концов в 1187 году они были изгнаны
сарацинами). Историки полагают, что первое упоминание Престера Джона было
примерно в середине указанного периода — в 1145 году в «Хронике» епископа
Отгона Фрейзингенского. Ссылаясь на сведения, полученные от сирийского
священника, епископ пишет о некоем «Джоне — царе и священнослужителе»,
христианине, жившем на «дальнем Востоке», где он командовал огромными армиями,
которые он якобы желал прислать в помощь защитникам Иерусалима. Этот «Престер
Джон» — «он сам желал, чтобы его так называли» — был очень богатым, его скипетр
был вырезан из цельного изумруда.
Позже, уже в 1165 году в Европе ходило письмо, якобы написанное самим Престером
Джоном и адресованное «ряду христианских царей, в частности, императору
Константинополя Мануйлу и римскому императору Фридриху». Полное самых нелепых,
прямо-таки фантастических пассажей, это многословное послание утверждало среди
прочего, что царство Престера разделено на четыре части, «ибо именно столько
существует Индий».
Следующий эпизод случился в 1177 году, когда папа Александр III направил (из
Венеции) письмо своему «любимейшему сыну во Христе Джону, просвещенному и
великолепному царю индийцев». Хотя папа считал, что он отвечает автору письма
1165 года, он дает ясно понять, что получил информацию о «Престере» из другого
источника. Например, он говорит о своем личном враче — «лекаре Филипе», с
которым в Иерусалиме якобы сблизились эмиссары Престера. Примечательно, что эти
эмиссары, названные «достопочтенными лицами из двора монарха»; выразили желание
своего правителя получить в подарок нечто, что даже не было упомянуто в письме
1165 года — придел в церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Отвечая на эту просьбу,
папа отмечает:
«Чем благороднее и великодушнее ты поведешь себя и чем меньше будешь
похваляться своим богатством и властью, тем с большей готовностью мы рассмотрим
твое желание получить придел [алтарь] в церкви Гроба Господня в Иерусалиме».
Многое озадачивало в указанных документах двенадцатого столетия. Из них одно
только было очевидным: Престер Джон в его ранних воплощениях был явно связан с
«Индией». Копнув глубже, я смог подтвердить, что так оно и было: раз за разом
царства «Престера» назывались «Индией» или — еще свободнее — «Индиями».
Тем не менее было совершенно очевидно, что ни один из средневековых правителей
не имел ни малейшего представления о точном местонахождении этой Индии или
Индий. Не менее ясно было и другое: когда они говорили об Индии, они редко
имели в виду сам полуостров Индостан. Большинство упоминаний явно связывалось с
каким-то другим местом, может быть, в Африке или где-то еще, хотя никто, похоже,
не знал этого.
По мере углубления в предмет изучения, я начал понимать возможное происхождение
всей этой неопределенности: на протяжении тысячелетия с лишним
до
самого первого упоминания Престера Джона существовала большая терминологическая
|
|