|
в котором говорилось:
«Когда Соломон доставил Ковчег в Храм, все золотые деревья, имевшиеся в Храме,
наполнились влагой и в изобилии дали фрукты к большой выгоде и радости гильдии
жрецов».
Я обнаружил еще более тесное соответствие между ковчегом и Граалем в
сверхъестественном
свечении,
свойственном, как говорят, обоим предметам. Святая святых Храма Соломона (где
хранился ковчег до его таинственного исчезновения), согласно Библии, — место, в
котором царила «мгла»
8
. Талмудические источники, тем не менее, указывают: «Высший жрец Израиля вошел
и оставил
при свете, испускаемом Священным Ковчегом…» —
удобная обстановка, изменившаяся после того, как реликвия исчезла. С тех пор
жрец «двигался ощупью в темноте».
Следовательно, ковчег был источником паранормального свечения: он испускал
ослепляющее излучение, как-то подтверждают многие места в Библии. Точно так же
Грааль Кретьена — что, полагаю, Вольфрам воспринял с удовольствием (поскольку
это дало ему «сосудную» часть «ковчегова» шифра, который он дополнил затем
своим камнем) — излучал свечение, «столь яркое… что свечи меркли, как звезды
при восходе солнца или луны».
Грааль Кретьена также был изготовлен из «чистого золота», в то время как ковчег
был обложен «чистым золотом внутри и снаружи»
9
и покрыт крышкой также «из чистого золота»
10
. Но не от этого драгоценного металла получали ковчег и Грааль свою способность
излучения света, она, скорее, была производным насыщения того и другого
огненной небесной энергией. И именно эта энергия (излучаемая скрижалями после
того, как на них пальцем Бога были записаны десять заповедей) заставила
светиться лицо Моисея внушающим суеверный страх сверхъестественным светом,
когда он спускался с горы Синай:
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у
Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять
лучами… И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и
боялись подойти к нему».
11
На мой взгляд, нельзя считать простым совпадением то, что Грааль-камень
Вольфрама, когда он впервые упоминается в «Парсифале», несла во время процессии
в руках некая Репанс де Шуа, лицо которой излучало такое сияние, что все
вообразили, будто встает солнце.
ГЕРОЙ С НЕБЕСНЫМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ
Репанс де Шуа была «принцессой», отличавшейся «идеальной непорочностью». Но
самое важное заключалось в том, что Грааль
выбрал
ее. «Ту, кому Грааль позволил нести себя, — объясняет Вольфрам, — звали Репанс
де Шуа… Только ей, а не кому-либо еще, как мне сказали, дозволял Грааль нести
себя».
Подобные фразы наводят на мысль, что реликвия обладала чем-то вроде сознания. С
этим было связано и другое качество: «Ни один человек не может уговорить Грааль,
— утверждает Вольфрам в главе 9 «Парсифаля», — кроме небом предназначенного
для этого». Эта мысль особо подчеркивается в главе 15: «Ни один человек не мог
уломать Грааль силой, кроме того, кого призывает к этому Бог».
Эти два представления — что Грааль обладает способностью выбора и
что
он являлся наградой, на которую могли рассчитывать только «избранники неба» —
имели величайшее значение в вольфрамовской всеобщей схеме вещей. Больше того, я
пришел к заключению о том, что прецеденты обоих представлений были заложены в
библейских описаниях ковчега завета. В Числах (10, 33), например, ковчег
выбирает
|
|