|
вступившего в орден в 1112 году и считавшегося многими учеными самым крупным
религиозным деятелем своего времени.
Тот же Святой Бернар, обнаружил я, сыграл важную роль в развитии и
распространении готической архитектурной доктрины в ее ранний период (он
находился в расцвете своих сил в 1134 году, когда возводилась парящая северная
башня Шартрского собора, и постоянно настаивал на принципах божественной
геометрии, примененной в этой башне и во всем великолепном здании). Больше того,
много времени спустя после его кончины в 1153 году его проповеди и идеи
продолжали служить основным источником вдохновения для дальнейшего развития
готической архитектуры, а также скульптуры, образцы которой я видел на северном
портале Шартрского собора.
Главным связующим звеном между ранними, нехристианскими вариантами истории о
Граале и особым толкованием Нового Завета во времена Мэлори стал сборник
«Поиски Грааля», составленный цистерцианскими монахами в XIII веке. Больше того,
хотя Святой Бернар уже умер к тому времени, когда было положено начало этой
великой антологии, в ней можно увидеть, как мне представляется, его сильную
руку, протянутую уже из могилы. К этому выводу я пришел потому, что в своих
многочисленных писаниях этот весьма влиятельный священнослужитель предложил на
обсуждение мистическую точку зрения на кровь Христа, которая была включена
составителями «Поисков» в их новое понятие самого Грааля. С тех пор оказался
совершенно преданным забвению «камень» Вольфрама, а сохраненный «сосуд»
Кретьена был наполнен кровью Христа.
Что мне показалось интересным в этой идее, так это то, как ее тут же начала
толковать церковь. В церковных гимнах, проповедях и апостольских посланиях
следующие поколения христиан по всей Европе, как я узнал, старались приравнять
Грааль в символическом плане к Святой Деве Марии, которой — не забывал я — был
посвящен Шартрский собор. Такая религиозная аллегория подкрепляется следующей
аргументацией: Грааль (согласно «Поискам» и более — поздним вариантам легенды)
содержал кровь Христа; до рождения Мария содержала Христа в своем чреве;
следовательно, Грааль является — и всегда был — символом Марии.
В соответствии с подобной логикой
Мария Теотокос,
или Богородица, была священным сосудом, который содержал Дух, обретший плоть.
Так в «Литании Лоретто» XVI века ее называют «духовный сосуд», «сосуд чести» и
«единственный сосуд набожности».
Почему этот символизм привлек мое внимание? Да просто потому, что в «Литании
Лоретто» Блаженную Марию называют также «арка фоедерис», что, как я уже знал,
означало на латыни «ковчег завета». Я углубился в изучение этого совпадения и
обнаружил, что не только в «Литании» появляется это словосочетание. В XII веке
внушающий восхищение Святой Бернар Клервоский также недвусмысленно сравнивал
Марию с ковчегом завета и сделал это в ряде своих трудов. Еще в IV веке Святой
Амброс, епископ Миланский, выступил с проповедью, в которой утверждал, что
ковчег был пророческой аллегорией Марии: точно так же, как он содержал Старый
закон в форме десяти заповедей, так и она содержала Новый закон в форме тела
Христа.
Дальше я обнаружил, что подобные понятия сохранялись до XII века и были
вплетены в ткань современного христианского богослужения. Во время посещения
Израиля, например, я набрел на небольшую, но красивую доминиканскую церквушку,
построенную в 1924 году и посвященную «Деве Марии, ковчегу завета». Церквушка
стоит на дороге Тель-Авив — Иерусалим. Ее семиметровую колокольню венчает
полноразмерное изображение ковчега. Стены внутри здания украшены несколькими
полотнами с изображением святой реликвии. Во время посещения объяснение (вполне
в духе Св. Амброса) ее посвящения и символизма дала мне настоятельница церкви
сестра Рафаэль Михаил:
— Мы сравниваем Марию с живым ковчегом. Мария была матерью Иисуса, который был
господином Закона и Завета. Скрижали с десятью заповедями Закона были помещены
в ковчег Моисеем; так же Бог поместил Иисуса в чрево Марии. Вот почему она —
живой ковчег.
Мне показалось весьма знаменательным, что и ковчег, и Грааль — внешне столь
разные — тем не менее сравниваются неоднократно с одним и
тем же
библейским персонажем и абсолютно одинаковым образом. Если Мария — и «живой
ковчег», и «живой Грааль», размышлял я, тогда это наводит на мысль, что два
священных предмета могут и не быть очень уж разными и что они даже могут быть
одной и той же вещью.
Меня поразила такая действительно потрясающая перспектива. Какой бы притянутой
за уши ни казалась эта мысль, она все же проливает интересный свет на выбор и
расположение статуй на северном портале Шартрского собора. Если я прав, тогда
чаша Грааля с камнем внутри в руке Мельхиседека изображает на одном уровне
Марию, а на другом призвана служить эзотерическим символом ковчега завета и
скрижалей, помещенных в него.
Подобная интерпретация, чувствовал я, добавляла значительный вес гипотезе о том,
что остальная иконография северного портала указывает на перемещение святой
реликвии в Эфиопию. Я также сообразил, что в действительности не имею серьезных
оснований для столь ответственного вывода — в моем активе только совпадения,
догадки и сильное интуитивное ощущение, что я подобрался к чему-то
|
|