|
ТАБОТЫ: ТОЧНЫЕ КОПИИ КОВЧЕГА?
Выехав из Аддис-Абебы на предоставленной нам правительством старенькой
«тойоте-лендкруизер», мы вскарабкались по огромному, заросшему эвкалиптами
склону горы Энтото и затем проехали в северно-западном направлении много миль
по высокогорной, суровой, поросшей вереском местности.
В Дэбр-Лйбанос (название означает «Гора Ливан») мы остановились, чтобы
сфотографировать построенную в XVI веке церковь, где собрались тысячи
паломников для празднования дня знаменитого и славного своими чудесами
эфиопского святого Теклы Хайманота. Мы были свидетелями того, как обычно
застенчивые и консервативные мужчины и женщины сбрасывали все свои одежды,
чтобы искупаться нагими в источнике святой воды. Одержимые требовательным духом
собственного религиозного пыла, они казались завороженными, зачарованными,
потерянными для мира.
Дальше к северу мы пересекли великолепный Голубой Нил и наконец прибыли в
Бахр-Дар — небольшой городок на южном берегу озера Тана, настоящего внутреннего
моря Эфиопии. Здесь мы провели несколько дней, плавая по обрамленным камышами
водам на большом катере с дизельным двигателем, предоставленном нам морским
командованием. Мы посетили некоторые из двух десятков монастырей, разбросанных
по многочисленным островам, и фотографировали их удивительные коллекции древних
иллюстрированных рукописей, религиозных картин и фресок.
Благодаря своей естественной изолированности эти монастыри, как нам рассказали,
часто использовались в трудные времена в качестве мест хранения художественных
ценностей и святых реликвий со всех концов страны. Главное же их назначение —
обеспечить обитателям покой и уединение. Один монах сообщил мне, что не покидал
свой крошечный, заросший лесом островок на протяжении двадцати пяти лет и не
собирался когда-либо сделать это.
— Уединившись таким образом, — утверждал он, — я достиг истинного счастья.
Каждый прожитый мной здесь день я хранил верность Богу и продолжу в том же духе,
пока не умру. Я отдалился от жизни мира. Я свободен от его соблазнов.
Каждая монашеская община имеет свою церковь. Эти здания, обычно круглые, а не
прямоугольные в плане, часто были очень старыми. Как правило, их опоясывала
широкая пешеходная дорожка, открытая по бокам, но закрытая сверху выступающей
тростниковой крышей; затем был внутренний круг
(к'ане-махлет),
богато украшенный росписями, потом шел второй круг (
кеддест,
используемый общиной), который, в свою очередь, опоясывает скрытое стенами
центральное помещение
(макдас),
где находится святая святых.
Прежде я побывал во многих эфиопских церквах, но те, что я увидел на озере Тана,
были первыми, в которых я получил некоторое представление о значении святая
святых. Я обнаружил, что в каждом таком внутреннем святилище — в которое могут
входить только старшие священники — хранится некий предмет, считающийся в
высшей степени священным. С помощью выделенного нам правительством переводчика
я спросил в монастыре Кебран Гэбриэл XIV века, что это за священный предмет.
— Это
табот, —
ответил мой собеседник — девяностолетний Абба Хайле Мариам.
Слово показалось мне знакомым, и после минутного размышления я вспомнил, что
слышал его в Аксуме, когда сидел во дворике часовни храма и беседовал с
монахом-хранителем, — это было эфиопское название ковчега завета.
— Что он имеет в виду под словом табот? — спросил я переродчика. — Уж не ковчег
ли завета? Две недели назад мы побывали в Аксуме, и нам сказали, что ковчег
хранится там… — Я помолчал в немалом недоумении, затем, запнувшись, проговорил:
— Не понимаю, как он может находиться и здесь.
Последовала довольно долгая дискуссия, к которой присоединились и другие монахи.
Я уже было отчаялся узнать что-нибудь существенное от этих людей, которые, еще
мгновение назад спокойные и замкнутые, сейчас оказались говорливыми,
оживленными и любящими поспорить. В конце концов с помощью наводящих вопросов и
благодаря стараниям переводчика я несколько прояснил картину.
Каждая православная церковь в. Эфиопии, оказывается, имеет собственную святая
святых, и в каждой из них есть свой
табот.
Никто не утверждал, что речь действительно идет о ковчеге завета. Есть только
один истинный ковчег завета, правильное название которого —
табота сион
и который на самом деле был доставлен в Эфиопию Менеликом во времена Соломона и
теперь находится в часовне храма в Аксуме. Остальные же
|
|