|
которые отвергли власть Церкви и развивали свои независимые представления об
учении Иисуса Христа.
Одним из знаменитых учителей гностицизма был Валентин,
[25]
который учил в Александрии, а потом переехал в Рим в 140 г. н. э. Согласно
Тергуллиану
[26]
(теологу раннего христианства), последователи Валентина проходили посвящение,
подобное посвящению в Элевсинские мистерии. Тертуллиан писал:
«Вначале они препятствуют вступлению в свою группу ужасающими условиями; они
требуют долгого посвящения перед принятием в свою группу, даже обучают своих
адептов в течение пяти лет, чтобы те могли сформировать своё мнение через
отлучение от полного знания и осознали ценность мистерий. Затем они дают обет
молчания…».
[27]
Согласно епископу Иринею,
[28]
одному из ранних лидеров христианской Церкви, гностики, последователи Валентина,
проводят собрания, на которых открыто попирают авторитет Церкви, утверждая,
что церковное таинство крещения и евхаристия являются не полным посвящением в
христианскую веру, а только первыми шагами.
[29]
Другими словами, гностики полагали, что Церковь обучает только самым простым
вещам, в то время как посвящения Валентина дают гораздо более глубокое
раскрытие таинств Христа — участие в тайных мистериях и обретение высшего
знания, недоступного для большей части людей.
Это высшее знание никогда не было записано — древние школы мистерий были
помешаны на секретности, — но гностики сохранили различные книги, в которых
критиковали многие аспекты формальных догм Церкви, такие, как непорочное
зачатие и воскрешение Христа, которые гностики назвали наивным непониманием.
[30]
В некоторых книгах содержались намёки на великую тайну, намеренно скрытую от
христиан. Например, Тайная книга Иоанна начиналась с попытки открыть «тайны о
вещах, сокрытых в молчании», которым сам Иисус обучил Иоанна.
[31]
Нечего говорить, что эти тайны были не доступны невежественному глазу,
поскольку скрывались в метафорах и аллегориях.
Есть ли хоть крупица правды в том, что гностики обвиняли Церковь в сокрытии
высшего знания? На самом деле есть, согласно письму Климента,
[32]
одного из отцов ранней Церкви, человеку по имени феодор, в котором выражалось
недовольство одной из сект гностиков, которые называли себя карпократианами.
[33]
В письме Климент ссылается на «вещи, которые не должны быть произнесены», и
признаёт существование «правды за семью печатями». Также он демонстрирует
знакомство с посвящениями и великими тайнами религии. Цитата из письма
Климента:
«Так он [Марк] составил более духовное Евангелие для пользования среди
совершенных. Однако он не разгласил вещей, коих не следовало произносить вслух,
и не записал иерофантического учения Господа, но к историям, уже записанным, он
добавил другие. Более тою, он приложил также некоторые речения, о коих он, как
наставник в таинствах, знал, что их истолкование приведёт слушающих во
внутреннее святилище истины, скрытой за семью завесами. Так, в итоге он
приготовил его, по моему мнению, не неохотно и небеспечно. Умирая, он завещал
свой труд церкви в Александрии, где он доселе охраняется наитщательнейшим
образом. Читают его только носвящённые в великие таинства» .
[34]
Неужели первые отцы Церкви знали больше, чем показывали? Неужели они сами
посвятили себя в великие таинства Иисуса Христа — таинства, которые по
определению должны быть известны лишь немногим и утаиваться от большинства?
Именно в этом был смысл «семи печатей»?
Из того, что мы знаем о раннем христианстве, можно сделать вывод, что крещение
было похоже на посвящение в школу мистерий. Будущие члены должны были пройти
испытательный период, обучение, запоминание молитв и ритуал крещения. Всё это
было характерно для школ мистерий того времени.
В книге «История христианства» так описан процесс посвящения в церковную общину.
|
|