|
Таким образом, в посмертной жизни, «утолив свою жажду» у «великого источника»
своего отца,
[309]
умерший царь может подняться на Небо, к «восточному горизонту». Здесь он
услышит «шум потока через восточные врата Неба».
[310]
Это место на небе называется Мехет-Урет, что буквально означает «Великий Поток».
[311]
В других текстах в этом отношении упоминается таинственное место на небе,
названное Кебху — «Холодные Воды».
[312]
Здесь следует помнить о том, что умерший царь должен был вернуть воды на небо,
потому что его задачей было восстановление порядка, существовавшего в Первое
время. Это означало, что в «потустороннем мире», называемом Дуат, следовало
открыть канал, соединяющий Небо и Землю. Уже по этому каналу, заполненному
бурлящими водами, царь отплывал на Небо. В Изречении 266 Текстов пирамид, одном
из многих на эту тему, говорится:
«Питающий канал открыт, Поле тростника заполнено, Извилистый канал затоплен,
чтобы мне [Осирису-царю] отплыть за горизонт к Хоракти».
[313]
Вернувшись теперь к нашему прежнему обсуждению метеоритного истечения, мы
обнаруживаем, что древнеегипетские тексты представляют воссоздание Осириса
одновременно как поток метеоритов и вод. Так, в Изречении 611 Текстов пирамид
мы читаем об Осирисе, что «великие воды соединились для тебя, расколотые земли
соединились для тебя».
[314]
Но самое живое воскрешение Осириса-царя как воссоединение вод и земли можно
найти в Изречении 685 Текстов пирамид. Здесь мы вновь встречаемся с мотивом
«горы», причем «гора» Земли объединена с «горой» Небес и обе горы раскалываются,
чтобы облегчить воскрешение царя:
«Воды жизни, которые на Небе, пришли, воды жизни, которые на Земле, пришли.
Небо загорелось для тебя, Земля трясётся под тобой, предваряя рождение бога.
Две горы раскололись, чтобы бог воссуществовал… Две горы раскололись, чтобы
царь воссуществовал…».
[315]
В целом «истечение Осириса» включает в себя не только метеориты, но и воды —
достаточно вод, чтобы заполнить океан. В древнеегипетских текстах представлена
интригующая картина, как поток метеоритов и воды обрушивается на Землю — после
разрушения небесной «горы» миллионы лет назад (в неопределённо далёкое время).
Так, становится ясно, что «расчленение Осириса», описанное Плутархом, — вовсе
не разрезание человеческого тела на Земле, не град, а скорее разрушение
небесного тела в космосе.
Тем не менее, несмотря на наше более полное понимание легенды, рассказанной
Плутархом, остается два важных вопроса. Почему небесная «гора» Нут, Осириса и
Ра ассоциируется с метеоритами и водой? Какое тело-прародитель раскололось и
упало на Землю таким образом?
На этом этапе достаточно сказать, что современные астрономы распознают только
две теоретические идентификации этого тела-прародителя: комета и планета Мы ещё
вернемся к этой теме и обсудим её в следующей главе.
Разоблачённая Исида
В конце этой главы мы обратимся к таинственному рождению Гора. По словам
Плутарха.
«Осирис же сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа
[Гора-ребенка], родившегося преждевременно и имевшего слабые ноги».
Если рассматривать Осириса как небесную «гору» — комету или планету, — упавшую
на Землю, то этот отрывок приобретает совершенно другой смысл. Была ли Исида
Матерью-Чревом Земли, как Нинхурсаг из месопотамских легенд? Родила ли она
потом Гора из «чрева» Матери-Земли?
Параллель между Исидой и Нинхурсаг действительно имеет место. Напомним, что
Нинхурсаг пригласили на Землю-гору — Хурсаг — после того, как: она была
подготовлена Нинуртой. Перед тем как стать богиней Земли, Нинхурсаг звали
Нинмах, «Высокой Госпожой» (т. е. благородной и возвышенной госпожой) «далёкой
земли». Другими словами, Нинмах сошла на Землю.
Это, видимо, сделала и Исида. В тексте Парижской стелы, приведённом выше, Исида
сравнивается с птицей, летающей вокруг Земли:
«И отправилась она [Исида] искать его [Осириса] без устали. Она летала и летала
над землёй, крича от горя, и не садилась на землю, пока не нашла его».
|
|