|
«вошел в таинственные врата». Это означает, что Осирис, бог, упавший с неба,
был взят из небесных вод и вынесен на берег «острова» Земля. Затем он вошёл в
«таинственные врата» подземного мира.
Как понять тогда то, что Осирис тонул в своих водах? Ответ можно найти в более
тщательном переводе Текстов пирамид и Текстов саркофагов, сделанном в первое
десятилетие XX века Осириса, видимо, нашли «лежащим на боку» на «берегу» рядом
с Абидосом (город Абидос использован как метафора Зел4ли) .
[298]
В Заклинании 74 Текстов саркофагов сказано, что воды просачивались из его бока.
«Исида сказала своей сестре Нефтиде: "Это наш брат [Осирис], Давайте поднимем
его голову. Давай соберём его кости. Давай выпрямим его члены. Давай построим
дамбу у его бока, откуда истекают капли его Духа"» .
[299]
Ещё более показателен отрывок из Текстов пирамид, из которого можно
предположить, что поток из этой раны был достаточно обильным, чтобы заполнить
«Океан»:
«О, Осирис-царь, поднимайся, восстань… Твои сёстры Исида и Нефтида пришли к
тебе, чтобы излечить тебя, и ты, совершенный и великий, под своим именем «Дамба
солёных озер», ты, здоровый и великий, под своим именем «Море», Смотри, ты,
великий и законченный, под своим именем «Оксан». Смотри, ты, круглый и
завершённый, как круг, который окружает Hw-nbwt. Смотри, ты завершённый и
великий, как Sn-sk» .
[300]
Нет нужды говорить, что это описание Осириса, бывшего «завершённым и круглым»,
как величественный Мировой океан, не вызвало у египтологов, переводивших этот
текст, ни малейших сомнений. Но вместо того чтобы воспринять этот отрывок
буквально, они решили, что здесь представлена некая метафорическая аллюзия с
царской властью над вселенной .
[301]
Сейчас становится ясно, что в Текстах пирамид описан великий поток вод, который
Осирис принёс на Землю. Для понимания этого следует вспомнить, что Осирис был
сыном Нут, а её имя детерминировалось иероглифом, представляющим собой
изображение кувшина с водой.
[302]
Теперь из различных текстов и легенд известно, что Нут пострадала в катастрофе.
В одной легенде катастрофой становится раскрытие её «чрева», в другой —
раскалывание головы.
[303]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что кувшин с водой был также разбит.
Поскольку в Заклинании 220 Текстов саркофагов Осирис-царь заявляет, что он
«великая сила, которая воссуществовала из горшка с водой», то «горшок с водой»
является метафорическим представлением его матери Нут.
[304]
Следовательно, оба — и Осирис, и Ра — родились от своей матери Нут вместе с
потоками вод. В случае Осириса мы читаем, что «истечение Осириса началось,
когда он был погребён».
[305]
В случае Ра он был «Великим потопом, который родился из Великого»,
[306]
что является ещё одним доказательством того, что Ра был не только богом солнца,
иначе возникает вопрос как Солнце могло принести потоп на Землю?
Это представление египетского потопа можно подтвердить как «историческими», так
и метафизическими доказательствами, С «исторической» точки зрения древние
египтяне говорили об изначальной катастрофе, которую они называли «ночь
Великого Потопа, изошедшего из Великой Госпожи».
[307]
Великой госпожой, естественно, была Нут.
С метафизической точки зрения можно отметить, что водное истечение Осириса было
просто необходимо для воображаемого восхождения умершего царя на Небеса. Так, в
Заклинании 833 Текстов саркофагов мы читаем:
«Вода для Гора! Вода для Гора! Дай ему воду его отца Осириса! Славься, царь! У
тебя есть своя вода, у тебя есть холодная вода, истечение, которое берёт начало
от бога, воды разложения, которые истекают из Осириса, О царь, ты оставил живых,
но ты не оставил мёртвых»,
[308]
|
|