|
была Нут (как здесь), или Ра, «утренняя звезда». Но Ра, утренняя звезда, вовсе
необязательно был солярной или звёздной ипостасью этого бога.
[289]
Наоборот, из Текстов пирамид ясно, что Ра «произошёл от Нут», а Нут, как мы уже
видели, была «Первобытным холмом земли посреди моря».
[290]
Рис. 2. Возрождение Ра в теле Нут
.
Более тою, мы уже видели, что Осирис также был сыном Нут и одновременно телом
Ра. Таким образом, не боясь противоречий, можно сказать, что эти три божества —
Нут, Ра и Осирис — были тремя ипостасями одного и того же небесною бога.
[291]
Но какова была природа этого божества, у которого были воссозданы железные
члены Осириса и душа Ра?
В Текстах пирамид говорится, что царь превращается в Акх, что лучше всего можно
перевести как «сияющий» или «пребывающий в свете». Акх правит восточным Акхет,
«Горой света».
[292]
В Книге Пещер, упомянутой ранее, в финальной сцене показано, что барку Ра
двенадцать богов тянут по направлению к красному диску, который сияет
(предположительно — огнём) на дальнем горизонте. В тексте этот диск назван
«Горой Востока».
[293]
В Книге Врат, также упомянутой выше, боги, тянущие барку Ра, заявляют, что они
«направят его крылья к горе». Затем Ра входит в высоту Небес (в «восточный
горизонт» Неба), где «садится в теле Нут».
[294]
На рис. 2 изображена сцена из этой книги, где диск Ра поднимает вверх скарабей,
который находится на барке, а её, в свою очередь, держит Нут на вытянутых руках.
Сама Нут стоит на голове бога, чьё тело образует остров. Этот остров
называется «Осирис, чьё владение Дуат».
[295]
Всё это, скорее, подтверждает слова самой Нут о том, что она — это «Первобытный
холм земли посреди моря», т. е. «гора» или «остров» в центре космоса. Это
представление идентично легендам древней Месопотамии.
Но остаётся вопрос что эта за «гора» или «остров»? Кем точно была Нут, а кем её
«сын» Ра-Осирис?
Воды Осириса
В V веке до н. э. Геродот, отец истории, высказал мысль, которая стала расхожим
выражением: «Нил — это дар Осириса, а Египет — это дар Нила». Через пятьсот лет
греческий писатель Плутарх отмечал, что и река Нил, и все воды Египта
называются «истечением Осириса», т. е. они вытекают из Осириса .
[296]
В контексте нашей дискуссии относительно метеоритного «истечения» из Осириса мы
теперь можем рассмотреть возможность того, что этот павший бог изверг и поток
воды, как это было в месопотамских легендах.
Когда египтологи раскололи иероглифический код и начали переводить тексты
тысячелетней давности, водный аспект Осириса, без сомнения, оказался рядом с
его метеоритной ипостасью.
Возьмём, к примеру, легенды, пересказанные Плутархом, о нахождении Исидой тела
Осириса (или частей ею тела). В 1901 г. Дж. Г. Бристед (сторонник солярной
версии древнеегипетской религии) опубликовал перевод, озаглавленный «Мемфисская
теология». В этом тексте продемонстрирована совершенно другая легенда о падении
Осириса на землю:
«Исида и Нефтида видели, как Осирис тонул в своих водах. Они вытащили его и
оплакали. Гор приказал Исиде и Нефтиде удерживать Осириса, чтобы он больше не
утонул. Они одновременно повернули голову и вынесли его [Осириса] на землю. Он
вошёл в таинственные врата славы повелителей вечности…»
[297]
Благодаря тем сведениям, которые мы уже узнали, часть этого текста теперь можно
расшифровать, а именно — утверждение о том, что Осирис был «вынесен на землю» и
|
|