|
железа:
«(О Осирис-царь) поднимись на своих железных костях и золотых членах, потому
что тело твое принадлежит богу.
[278]
Восстань, убери землю, стряхни пыль, поднимайся и создай себе железные члены.
Пересеки Неб
о».
[279]
Как уже было отмечено выше в этой главе, железо является характерным
компонентом метеоритов. Поэтому вполне ожидаемо, что члены Осириса-царя сделаны
из железа.
Египтологи прекрасно понимают, что метеоритное железо играет главную роль в
церемониях восхождения умершего царя на Небеса.
[280]
Ключевым ритуалом в этих церемониях является так называемое открывание рта,
которое, как предполагается, вызывает возрождение умершего царя. Новый царь или
жрец подходит к мумифицированному телу умершего царя и прикасается
теслоподобным инструментом к его губам. По словам египтолога Лэнни Белл,
«символическое лезвие этого инструмента сделано из кусочка метеоритного железа,
магического металла, связанного с небесами».
[281]
Это описано самими египтянами в Заклинании 816 Текстов саркофагов, где
подтверждается, что железо для тесла упало с неба в виде некоего объекта,
который раскололся части:
«Анубис расколол железо на Небе. Эй, железо, которое открыло Запад [т. е.
Землю]! В это железо в моем рту Сокар вдохнул жизнь в Анну [Гелиополе]. Это
железо наполняет мой рот влагой».
[282]
Согласно Заклинанию 228 Текстов саркофагов, тесло из метеоритного железа
называли «боком Осириса» и держали в «закрытом саркофаге».
[283]
Следует отметить, что, когда душа царя восходила из подземного мира на Небеса,
то её предназначением здесь был трон, сделанный из железа. Это также стало
известно из Текстов пирамид:
«О царь, восстань, возьми свою голову, собери кости, стряхни пыль и воссядь на
железный трон».
[284]
«Небо гремит, Земля трясётся… Земля разбилась на куски… я поднимаюсь на Небо, я
прохожу по железу… Я поднимаюсь на Небо среди неразрушимых звезд… Я сажусь на
мой железный трон…»
[285]
Отметьте, как во втором отрывке описан подъём с Земли: «Земля трясётся… Земля
разбилась на куски». Это описание типично для древнеегипетских текстов и
отражает представление египтян о том, что возвращение бога на Небо должно
отражать его приход на Землю, который, как уже стало ясно, был катастрофой.
Везде в Текстах пирамид мы находим, что царь восходит на Небеса в «вихре огня»
или «в великой буре».
[286]
В других случаях он поднимается на «тростниковых плотах», чтобы переплыть
небесные воды.
[287]
Иногда царь поднимается на небо в таинственном судне, например, Shedshed бога
Упуаута, «Открывателя путей». В приведенном ниже отрывке описано, как части
расчленённого тела Осириса-царя вновь собирают вместе:
«О Гор на Shedshed, дай мне руку, чтобы я мог подняться на Небо, к Нут. (О Нут)
с жизнью и властью простри свою руку надо мной, собери мои кости и члены. Ты
можешь собрать мои кости… Я могу подняться на Небо, как великая звезда в центре
востока».
[288]
В Текстах пирамид написано, что самым частым местом предназначения царя на небе
|
|