|
добром и могущественном царе Египта.
«Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и
звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов; потом
он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не нуждаясь для этого в
оружии, ибо большинство людей он склонял на свою сторону, очаровывая их
убедительным словом, соединённым с пением и всевозможной музыкой
[205]
».
Плутарх рассказывает, что во время отсутствия Осириса в Египте страной правила
Исида, которая внимательно следила за Сетом — ревнивым, коварным и упрямым
братом. Но когда Осирис вернулся, у Сета уже был план убийства, на которое он
готов был пойти, чтобы завладеть троном.
[206]
Вместе с 72 тайными сторонниками (и загадочной «царицей Эфиопии») Сет
подготовил ловушку для Осириса, воспользовавшись предлогом — праздником по
поводу возвращения Осириса.
[207]
Он устроил пир, в конце которого продемонстрировал всем богато украшенный
саркофаг из кедрового дерева, выложенный чёрным деревом и слоновой костью, Сет
обещал подарить его тому из гостей, кому он придётся впору. Нечего говорить,
что саркофаг был специально изготовлен по меркам Осириса.
Когда царь Осирис улёгся в саркофаг, Сет и сообщники рванулись к нему и
задвинули саркофаг крышкой. Потом они забили крышку гвоздями, запечатали
саркофаг расплавленным свинцом и бросили в ближайшую реку. Река вынесла
саркофаг вместе с Осирисом в море у Таниса.
[208]
Услышав страшную новость, жена Осириса и царица Египта Исида отправилась на
поиски его тела.
Согласно легенде, изложенной Плутархом, тело Осириса вынесло в место,
называемое Библом, где из него выросло прекрасное дерева. Однако это дерево
срубили и сделали из него колонну для дворца местного царька.
[209]
Исида, превратившись в ласточку, полетела в Библ, освободила тело Осириса из
колонны и принесла в Египет.
Затем (предполагается, что изначально это была отдельная легенда) саркофаг с
телом Осириса нашёл его злобный брат Сет во время своей ночной охоты. Согласно
Плутарху, Сет разрубил тело Осириса на куски, которые затем разбросал по всему
Египту, надеясь, что их никогда не соберут вместе.
[210]
Однако Исида смогла собрать все куски тела Осириса, кроме фаллоса, который Сет
бросил в Нил, где его проглотила рыба.
[211]
Что касается найденных Исидой частей тела Осириса, то некоторые люди считают,
что она погребла их там, где нашла, а другие уверены, что она забрала их с
собой.
Это основа легенды об Исиде и Осирисе, по мнению Плутарха, которая является
обычным для египтян I века представлением об этих богах.
Действительно ли это реальная история об Исиде и Осирисе или же всего лишь
«упрощённая» версия, которой «кормили» большинство людей?
Плутарх, со своей стороны, высказывает два мнения об этой истории. С одной
стороны, он отвергает идею о том, что Исида, Осирис и Сет были людьми, при этом
яростно нападая на Эвгемера (чьё учение об обожествлении царей и героев позднее
стали называть эвгемеризмом). Эвгемер, по словам Плутарха, «сам составил копии
не внушающих доверия и поддельных мифов
[212]
». Этот человек, говорит Плутарх, явно живёт в вымышленном мире.
С другой стороны, Плутарх предполагает, что история об Исиде и Осирисе не могла
возникнуть «без основания
[213]
». По его словам, были «борьба и битвы», «скитания», «страдания», «Деяния
мудрости и мужества», которые стали основой рассказа.
[214]
В поддержку своих слов Плутарх указывает, что земля Египта полна гробниц, в
которых, по словам местных жителей, лежат части тела Осириса, а храмы этой
страны пропитаны «мрачной атмосферой печали», поэтому трудно поверить, что эту
|
|