|
печаль могло вызвать незначительное событие.
Сегодня, глядя на то, что осталось от Древнего Египта, мы можем только
разделить чувства Плутарха. Везде мы видим свидетельства того, что религия у
египтян была не просто слепком с шумерской. В Египте главной сутью жизни людей
было не просто поклонение богам, как в Шумере, а желание стать богом, после
смерти войти в мистическую реальность, известную как Дуат, где умерший мог
путешествовать по Небу, вкушать пищу богов и обрести бессмертие.
Стремление к бессмертию было сердцем древнеегипетской культуры. Прекрасными
примерами этого являются мумии, выставленные во многих западных музеях, но тот,
кто сам путешествовал по Долине Нила, переживёт ещё большее удивление при виде
гигантских статуй царей, пышных храмов с их могучими колоннами, достигающими
неба, и самого впечатляющего наследия древних — пирамид Гизы.
[215]
Странно, что Плутарх не указал на связь между пирамидами и историей Осириса
Помимо прочего, пирамиды были «машинами воскрешения» царей, а все эти цари, в
свою очередь, верили, что воскреснут, только став Осирисом, и в подражание ему
переживут его смерть и воскресение. Осирис был истинным архетипом смерти,
воскрешения и бессмертия.
Тот факт, что смерть, воскрешение и бессмертие пронизывали каждый аспект
древнеегипетского общества в течение более чем трёх тысяч лет., подтверждает
истинность слов Плутарха о смерти Осириса: «Должны быть на самом деле страдание,
гибель… ставшие основой для этой истории».
Чем ещё могла быть «гибель» Осириса? После рассказа сути истории об Исиде и
Осирисе Плутарх перечисляет основные объяснения, бытовавшие в его время:
во-первых, он упоминает эвгемеризм; во-вторых, Исида и Осирис могли быть
демонами; в-третьих, история является аллегорией сил природы; в-четвёртых,
Исида и Осирис — это Луна, а Сет — Солнце; в-пятых, истории является
аллегорическим описанием затмений.
[216]
Следует сказать, что ни одна из этих теорий не объясняет «гибели», которая
разжигала страстную веру египтян в смерть и воскрешение.
Труд Плутарха так и не прибавляет читателю знаний об истинном ходе событий,
хотя сам Плутарх и утверждает обратное.
Но умышленно ли Плутарх оставляет читателя во тьме? Как было отмечено ранее (см
главу 1), были некие моменты истории, которые Плутарх не смел объяснять,
особенно ритуал рассечения ствола дерева в Библе. В них, по его словам,
«примешано много сокровенного». В том же духе Плутарх комментирует и ритуал с
рассечением дерева, который «скрывает истину, а на ней основана эта история».
[217]
Но это не единственная мистерия, о которой упоминает Плутарх. В главе 19 он
несколько непоследовательно отмечает:
«Осирис же сочетался с Исидой после смерти, и она произвела на свет Гарпократа
[Гора-ребенка], родившегося преждевременно и имевшего слабые ноги».
[218]
Взорвав эту бомбу, Плутарх переходит к другим темам.
Этот комментарий кажется добавленным позднее, потому что выше нигде не
упомянуто рождение Гора и ребёнок просто появляется в рассказе, как нечто само
собой разумеющееся. Большинство читателей даже могут решить, что Осирис стал
отцом ребёнка до смерти, пока не перечитают леденящую душу строчку о свадьбе
мертвеца, процитированную выше.
Эта непоследовательность сама по себе имеет мало значения, потому что может
просто демонстрировать, в каком затруднении был Плутарх, которому пришлось
написать о свадьбе мертвеца, потому что перед этим он уже отметил, что Исиде
пришлось сделать искусственный фаллос взамен утраченного члена тела Осириса!
Важнее то, что в этом отрывке Плутарх намекает на чудесное зачатие Гора, но не
распространяется больше на эту тему.
Былоли это ещё одной «сокровенной» мистерией?
Когда Плутарх написал свою историю «Об Исиде и Осирисе» (I век), в Древней
Греции циркулировали и другие легенды, предполагающие, что рождение Гора —
главная тайна этой истории.
В герметическом трактате «Дева Мира» можно прочесть разговор между Гором и его
матерью Исидой на тему его чудесного рождения:
«И спросил тогда Гор: "Как это было, мать, что Земля испила из божественного
истока? " И ответила Исида: "Я не могу раскрывать историю зачатия, ибо мне не
позволено описывать начало твоего сошествия, о Гор, сын могущественной силы,
чтобы способ рождения бессмертных богов не стал известен людям, — на то воля
бога-монарха, хранителя и архитектора вселенной, который послал могучих богов
Осириса и богиню Исиду в помощь миру сему для всего, что было здесь
|
|