|
На самом деле центральной темой текста «Лугал-е» является разрушение горы Зу,
что само по себе сильно отличается от обычного ливня. Истинный смысл легенды н
том, что Земля была оплодотворена в результате разрушения «горы» в небе —
термин «гора» следует воспринимать как метафору небесного тела (мы исследуем
природу небесной горы в следующих главах).
Следовательно, «груда камней», которая была принесена на Землю «на
распростертых крыльях» и которая не растаяла, когда оказалась на земле, может
быть только метеоритным потоком.
И наконец, рассмотрим «могучие воды», которые влекли за собой камни. Мотив
потопа — частая тема месопотамских легенд и относится к великому потоку воды из
небесного источника, а именно — «небесной горы». На этом этапе данная идея
может показаться читателю несколько нелепой, но всё получит объяснение в своё
время.
Итак, вернёмся к нашей дискуссии. В конце текста «Лугал-е» рассказывается, что
богиня Нинхурсаг (или Нинмах) услышала о героических подвигах своего сына
Нинурты и спросила, может ли она прибыть к нему со своей далекой земли. Нинурта,
уже засадивший земли различными растениями, деревьями и населивший их дикими
зверями, посмотрел на свою мать «глазом жизни» и сказал;
Госпожа, если
ты
придешь
в
Кур
[Землю
или
подземный
мир]…
Не испугавшись той ужасной битвы, которая кипит
вокруг
меня,
Тогда я, герой, назову насыпанный мною холм Харсаг [т. е. «Гора»].
И ты [Нинмах] будешь его царицей.
[182]
После этого Нинмах, чьё имя означает «Благородная госпожа», низошла на Землю и
приняла в дар огромную каменную колонну, которую построил для неё Нинурта. Так
Земля приобрела новую повелительницу, которую больше не называли Нинмах, а
только Нунхарсаг — «Госпожа Горы».
[183]
Таинство Матери-Земли
Нинхурсаг была богиней со многими именами. Иногда её называли Мами (Мать),
иногда Нинти («Госпожа жизни»), а иногда Нинту («Госпожа родов»), было ещё
несколько имён.
[184]
Но каким бы ни было её официальное имя, она всегда была известна как «Ботня
Чрева».
В свете приведённых выше текстов кажется странным, что учёные не поняли, что
Нинхурсаг, Богиня Чрева, является Матерью-Землёй. Она была, помимо всего
прочего, богиней Земли и одновременно Богиней Чрева.
Сейчас мы рассмотрим, почему учёные уклонились от такого очевидного заключения.
В приведённой ниже короткой легенде «Сотворение человека Матерью-Богиней»
описано самое великое созидательное достижение Нинхурсаг — творение самого
человека. Однако Нинхурсаг изображена в виде не планетарного чрева, а существа,
подобного человеку. Она разговаривает, замешивает глину, приказывает своим
четырнадцати помощникам по родовспомогательной деятельности, и её «ноги» целуют
благодарные ануннаки. Однако любые подозрения о том, что Нинхурсаг могла быть
человеком или, возможно, первым создателем детей из пробирки, развеивают
заключительные строки текста.
Старая вавилонская версия легенды начинается так:
(Великие боги) воззвали к богине,
Мами [Нинхурсаг], мудрой акушерке богов:
«Ты искусная мать-чрево,
Создательница человеческого рода
Сотвори «лулу» [примитивного человека] и пусть он влачит ярмо!
|
|