|
матки и посадила в землю. Вскоре семя Энки произросло в виде восьми различных
«растений».
Если это кажется вам странным, то дальше ещё хуже. Визирь Исимуд вырвал
растения одно за другим и скормил их Энки. Затем богиня Нинхурсаг, видимо,
напуганная этим, высказала проклятие, чтобы Энки всю жизнь страдал от
непереносимой боли, и только когда он будет умирать, она посмотрит на него
своими «глазами жизни».
Странная легенда становится всё более странной! Хитрая лиса убедила Нинхурсаг
вернуться и освободить бедного Энки от проклятия, посадив внутрь своего
влагалища. Сделав это, богиня, чьё имя, напомним, было «Госпожа Горы», удалила
у Энки восемь больных частей тела, из которых родились восемь богов. Одной из
этих частей тела было ребро — этот факт часто упоминают в связи с преданием об
Адаме и Еве (по моему мнению, эта связь надумана, поскольку это всё же только
одна часть тела, а не восемь).
[159]
Так что нам делать с этой поразительной легендой? Вначале она, видимо,
напоминает о сошествии Энки с Небес на Землю и оплодотворении Матери-Земли или
Нинхурсаг, «Госпожи Горы». Но, чтобы разобраться с последующими событиями,
потребуются усилия. Однако создаётся впечатление, что рождение третьей дочери
(Утту) означает начало процветания подземного мира (см. главу 8), а это, в свою
очередь, дало толчок к росту восьми растений, которые проросли в верхний мир.
Но, съев восемь растений, Энки воспрепятствовал сотворению жизни — работе
матери-богини Нинхурсаг, чем вызвал её гнев.
[160]
Ключевым моментом является проклятие, которое Нинхурсаг наложила на Энки, когда
он был в подземном мире, в матке или во чреве Матери-Земли. В завершение
истории Нинхурсаг приходится снова творить жизнь, создав богов земледелия из
частей тела Энки.
[161]
В итоге можно сделать вывод, что сказание «Энки и Нинхурсаг миф о Рае», видимо,
является легендой о создании земледелия на Земле. Однако это весьма необычная
легенда о земледелии, поскольку семена были посеяны богом, сошедшим с Небес,
который принёс с собой небесные воды.
Эта позиция даже мне самому кажется уязвимой и академической интерпретацией
этого текста, но тут следует особо подчеркнуть, что она не является
академической интерпретацией. Последняя и ортодоксальная теория гласит:
Главная тема этого мифа не ясна, а буквальное и мифологическое приложения её
многочисленных и разнообразных мотивов пока невозможно проанализировать.
[162]
Этого достаточно для стандартных теорий о богах природы и плодородия. Их
значение мало используют для анализа сложных мифологий.
Что же касается теории о том, что Энки был героем или древним астронавтом, то
она тоже не работает. Как мог один гуманоидный бог Энки поместиться в чреве
другого гуманоидного божества, Нинхурсаг? Идея вполне абсурдная.
Битвы Нинурты
До этого момента могло создаться впечатление, что Нинлиль и Нинхурсаг были
простыми персонификациями Матери-Земли. Однако это только полуправда, поскольку
обе изначально были небесными богинями и только впоследствии сошли с Небес на
Землю. Такое происхождение также подходит для богини подземного мира Эрсшкигаль,
потому что она получила «в награду подземный мир», согласно текстам,
процитированным ранее.
[163]
История о том, как Нинхурсаг унаследовала Землю и сошла на неё с «дальней
земли», рассказана в аккадской легенде, известной по первой строке как текст
«Аугал-е». В этой и других связанных с нею легендах, которые мы рассмотрим,
содержится масса интригующих намёков на то, что основы Земли были заложены в
результате битвы богов. Эти легенды, по мнению учёных, отражают веру в богов
грозы, которые я качестве оружия пользовались громом и молниями, или веру в
обожествленных впоследствии царей и героев. Однако, как мы сейчас увидим, всё
это находится очень далеко от правды.
Эта месопотамская битва богов во многом похожа на битвы греческих титанов. С
самого начала говорится, что верховный бог Ану вместе с Матерью-Землёй породил
злого бога Зу или Азага. В тексте «Лугал-е» мы читаем:
Ану оплодотворил непорочную Землю (Ки),
И она принесла ему Азага — бесстрашного воина,
выступившего против Нинурты.
[164]
|
|