|
Слишком часто, изучая древние писания, трудно найти правильную интерпретацию
легенды, особенно когда главные события описываются такими метафорами, как
«гора», «фаллос», «мотыга» и т. д. В этих обстоятельствах не только полезно, но
и необходимо подкреплять интерпретацию одной легенды информацией из другой.
Именно этим мы сейчас и занимаемся, чтобы проверить идею о том, что Энлиль
«прошёл» не в построенный людьми храм, а внутрь чрева Нинлиль, Матери-Земли.
Легенда, к которой я теперь собираюсь обратиться, называется «Энки и Нинхурсаг;
миф о Рае». Она мало известна читателям, потому что из-за своих метафор и
аллегорий является самой причудливой из шумерских легенд и, следовательно,
очень трудной для понимания. Эта легенда, однако, приводится очень часто в силу
того, что представляет интригующую параллель с библейской легендой о сотворении
Евы из ребра Адама.
[152]
Но «Миф о Рае» интересен и по другим причинам. В начале текста Земля
описывается как бесплодное место, лишённое воды и жизни. Затем Энки призывает
Уту (предположительно, шумерского бога солнца) наполнить Землю (Дильмун) водой
«изо рта, где содержится суть земной воды».
[153]
Далее несколько строк не читаемы, поэтому остается неясным, откуда вытекла вода,
с Небес или из подземного мира. Однако, ясно одно — Уту совершил это чудо,
находясь на небе.
[154]
«Поистине это было так», — подтверждает древний писец.
Мы же поистине находимся в тупике. Почему именно солнечного бога призвали,
чтобы наполнить водой бесплодную Землю? Ответом, по моему мнению, является тот
факт, что в древности боги солнца были символами Верховного и непостижимого
Бога. Эта характерная легенда об Уту и водах Дильмун только подтверждает, что
наши прежние представление неправильны.
Об Уту и других древних богах солнца мы поговорим позже. А сейчас давайте
продолжим изучение «Мифа о Рае», который стал ещё более запутанным.
После того как Уту заполнил водой Землю (Дильмун), она превратилась в зелёный
рай, которым правила богиня Нинту, Мать Земли. Затем Энки решил оплодотворить
её.
Энки (для) мудрой Нинту, Матери-Земли,
Оросил своим фаллосом дамбы,
Затопил из своею фаллоса тростники…
Энки… пролил семя в чрево Нинхурсаг…
Девять дней, бывших для неё девятью месяцами, месяцами «зрелости»,
Она полнела, полнела, обретала царственную полноту,
Пока (Нинту) не родила Нинму… на берегу реки.
[155]
Первым делом в этом отрывке нужно отметить, что Нинту, мать земель (т. е.
Земля) было прозвищем Нинхурсаг, чьё имя буквально означает «Госпожа Главной
Горы».
[156]
И снова мы сталкиваемся с оплодотворением «горы».
И снова находим игру слов «вода» и «семя», когда Землю оплодотворила река с
водой, подобной семени. Это кажется повтором истории Уту, но теперь главную
роль играет Энки.
Что касается рождения Нинму «на берегу реки», то, по моему мнению, это опять же
относится к небесной реке. Видимо, одним берегом этой реки были Небеса, а
другим — Земля, на которой и родилась Нинму.
Затем Энки так полюбил новорожденную, что воскликнул- «Разве я не могу
поцеловать малышку, любимая?».
[157]
С помощью своей «барки» и «мощного ветра» он опять «пролил семя во чрево» и
через девять месяцев уже Нинму родила ему Нинкурру.
Та же история повторилась потом и с Нинкуррой, во чрево которой Энки также
пролил своё божественное семя, и, наконец, это случилось с её дочерью Ухту.
[158]
Утту, третья дочь, удостоилась особого внимания Энки — он ухаживал за ней,
осыпая её свежими фруктами (огурцами, яблоками и виноградом), и в конце концов
овладел ею в «доме» (который, возможно, означает Землю). Но когда Энки собрался
извергнуть своё семя во чрево третьей дочери, Нинхурсаг вытянула его семя из её
|
|