|
загробного мира и достигнуть некоей благословенной жизни после смерти. Так,
автор гомеровского гимна Деметре пишет.
Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел.
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном.
[70]
Аристотель
[71]
высказал нечто подобное. По его мнению, главным смыслом посвящения в различные
религиозные мистерии была возможность «пережить определенные эмоции и прийти в
определённое состояние духа», особенно это относилось к переживаниям смерти и
воскресения.
[72]
Смысл очевиден — посвятительные переживания были пробным испытанием,
подготавливающим посвящаемого к реальным испытаниям, ожидающим его после того,
как он покинет этот мир и перейдёт в следующий.
Христиане-гностики были бы с этим согласны. По словам учителя Феодота (II век),
целью гностицизма является достижение понимания того, «кто мы есть и чего
достигли. Где мы находимся… и куда идём Откуда мы появились. Что породило нас и
что воскресит».
[73]
Таким образом, это знание равнозначно знанию Бога или богов и сотворению ими
человеческого рода. Так, об Орфических мистериях мы знаем, что последний
уровень посвящения включал «тайну тайн», которая и была «знанием истинного
Бога».
[74]
Такова природа этой тайны тайн, что она всегда становится большим сюрпризом
даже для полностью готового посвященного. Разоблачение тайны, говорят нам,
«зажигает глаза» и «переворачивает любое предубеждение».
[75]
В наши дни легко поднять на смех эти утверждения и отмахнуться от древних школ
мистерий как от собрания глупых культов. Мы пришли, помимо прочего, в мир,
полный скепсиса, в котором до сих пор нет устоявшегося мнения, действительно ли
в школах мистерий знали хоть одну поистине великую тайну. Более того, вполне
возможно, что их представители только заявляли, что знают тайну.
Скептик может предположить, что если и была какая-то великая тайна, то она,
скорее всего, связана с различными системами веры в жизнь после смерти. Таким
образом, можно утверждать, что эта великая тайна не может иметь никакого
отношения к человеку XXI века.
Однако скептицизм следует отодвинуть подальше, потому что в самом худшем случае
раскрытые древние тайны помогают историкам лучше понять развитие европейской
культуры. В этой связи следует привести слова Мирчи Элиаде, написанные в 1978 г.
:
«Об Элевсинских мистериях и ранних манифестациях орфизма известно очень мало,
однако вся прелесть этого в том, что лучшие умы Европы в течение более чем
двадцати столетий занимались изучением религиозного факта, имевшего огромное
значение, но последствия которого так и не были правильно поняты».
[76]
Как указывает Элиаде, школы мистерий были эффективными тайными религиями, и
благодаря разоблачению их секретов мы можем многое узнать о том религиозном
багаже, который принесли в XXI век и несём дальше. Всё вышесказанное будет
особенно верным, если и христианство начиналось как школа мистерий, о чём я уже
сказал. Если мы сможем расшифровать эзотерическое значение Нового Завета, то не
будет ли это неоценимым исследованием?
Нам следует глубже погрузиться в эти античные мистерии и предпринять новые
попытки взломать код. Кто знает, а вдруг тайна тайн окажется ещё более великой,
чем мы могли себе представить?
Увидеть свет
Во II веке римский философ и писатель Луций Апулей так описал своё посвящение в
мистерии Исиды (египетской богини):
«Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя
через все стихии; в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал пред
богами подземными [т. е. в подземном мире] и небесными и вблизи поклонился им».
[77]
|
|