|
Валентина, который утверждает, что апостолы хранили эзотерическое значение
притч и передавали его в виде «посвящения в гнозис» только тем, кто доказал,
что обладает истинной духовностью.
[59]
Здесь нам следует задаться вопросом: мы действительно понимаем смысл
евангельских притч, не считая различных рассказов о хождении Иисуса по водам,
превращения воды в вино и кормление тысяч людей хлебом и рыбой? Нам хочется
думать, что мы понимаем, но так ли обстоит дело в действительности? После
прочтения остальной части книги читатель захочет остановиться и подумать.
Особое значение заключается в том, что притчи Иисуса относятся к тому знанию,
которое было сокрыто от создания мира Отсюда знаменитая фраза Иисуса из
Евангелия от Матфея, приведённая в начале этой главы;
«Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».
[60]
Ту же мысль часто повторяет и Савл (Павел), который получил посвящение, увидев
Христа на дороге в Дамаск. В своих посланиях Павел часто подчёркивает тайную
связь с созданием мира. В приведённых ниже цитатах это продемонстрировано
особенно ясно:
«Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил
Бог прежде веков к славе надпей».
[61]
«И открыть всем, в чём состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от
вечности в Боге, создавшем всё Иисусом Христом».
[62]
«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа,
по откровению тайны, о которой от вечных времён было умолчано, но которая ныне
явлена, и через писания пророческие, по повелению вечною Бот, возвещена всем
народам для покорения их вере».
[63]
И Христос, и Павел настаивают на существовании таинств христианства от создания
мира А это, что любопытно, приводит нас к тому, с чего мы начали, — к Древней
Ассирии за восемьсот лет до Христа. Именно здесь была записана легенда о
сотворении Небес и Земли в начале времён, а затем древние писцы прибавили к ней
комментарии на секретном языке. В этой легенде рассказано о сотворении человека
Улигаррой и Зальгаррой, которые создали его по собственному образу и подобию,
заставив «прорасти из земли, как; зерно».
Возможно, нет совпадения в том, что Иисус Христос также учил притче о
Боге-сеятеле и человеке-зерне.
[64]
Тайна тайн
На этом этапе большинство читателей в нетерпении жаждут узнать: о чём всё это?
Существовала ли та главная тайна, которую раскрывали в конце тяжёлого
посвящения?
Без сомнения, те же вопросы задавали непосвящённые и в древние времена. Б своей
трагедии «Вакханки» греческий драматург Эврипид
[65]
вкладывает этот вопрос в уста Пенфея, который спрашивает Диониса о его
таинствах: «А эти таинства, откуда ты их взял?» Дионис отвечает. «Для
непосвящённых это — тайна». Пенфей настаивает на своём; «А польза в чем
поклонникам от них?» На что Дионис отвечает: «Узнать тебе нельзя, а интересно».
[66]
Таким же туманом окутано всё, что относится к мистериям Деметры. По словам
одного автора, это были «ужасные таинства, которые никто не может нарушить,
подглядеть или разгласить, ведь глубокий ужас перед богами остановит такой
голос».
[67]
Другие античные авторы, однако, срывали покровы, чтобы рассказать многое.
Исократ
[68]
(IV век до н. э.) утверждал, что мистерии Деметры дают надежду «на вечную
жизнь».
[69]
Какой бы ни была тайна, мы знаем, что она связана с богами, а в случае
Элевсинских мистерий — с богинями Деметрой и Персефоной. Каким-то образом
откровения об этих богинях позволяли посвящённому преодолеть все препятствия
|
|