|
«небесным кормом». Это наталкивает нас на мысль, что парсы очень хорошо
понимали, о чем они здесь рассказывали. И естественно, они также ждут
возвращения своего бога. «Существо света» должно сойти с небес и спасти
измученных людей. Заратустра лично спросил своего бога Ахура Мазду о последней
битве добра со злом: с небес сойдет множество повозок, называемых
«всепобеждающими». Уничтожить их невозможно. Но до этого момента затмится
Солнце, Земля будет трястись, поднимется ветер, а одна звезда с небес упадет.
После ужасающей битвы наступит Золотой Век, люди получат новые знания и сами
изобретут такие лекарства, что «едва на порог смерти их не будут ставить,
однако же умереть не дадут».
Очевидно отличие
Авесты
от других религиозных текстов — тут в роли спасателей выступают
«всепобеждающие» колесницы. Именно их ожидали люди — их и богов из звездного
шатра.
В индуизме разобраться сложно из-за большого количества богов. С точки зрения
этой религии на заре всего был
Век Богов
, т. е.
крта-юга
или
дэва-юга
. Это была пора во всех отношениях замечательная, ведь тогда не существовало ни
болезней, ни несчастий, ни ссор, ни злости, ни страха, ни боли. Тогда смыслом
существования всех людей был Бог, и представители всех каст жили вместе. «Все в
то время имели сходные стремления, обычаи, знания, тогда исполняли все касты
один долг». И жизнь, и люди были прекрасны. Главным занятием для людей было
аскетическое существование и изучения письма. Какие-либо материальные или
страстные желания отсутствовали. Люди любили правильные речи и науки. И не было
никакой кривды, поскольку низменных желаний у этих людей не было. В одном из
памятников индуистской литературы —
Бхагавата-Пурана
— люди изображаются довольными, дружелюбными, прилежными, кроткими и
сострадательными. Они были счастливы, так как в сердцах их был мир и им не
из-за чего было враждовать.
Нам сложно представить себе такой мир, так как современного человека одолевают
вражда и зависть. Как может Золотым Веком быть тот, в котором нет желаний?
Однако этот век используется в индуизме только для сравнения с теми веками,
которые пришли позже и в которые все низменные желания проявились. Итак, как
было это в Золотом Веке грез, так должно случиться и в будущем. Это поясняется
в главе 4
Брахмаваиварта-Пурана
об идеальном мире брахманической жизни — там описывается мир, в котором все
люди «правильные», уважают природу и почитают возраст, не знают зла и
испорченности. В Золотой Век индуизма люди были красивыми, сильными, они
радовались длительной молодости. И эти времена вернутся.
Также в индуизме нет понятия о паре, от которой произошли все остальные люди. В
отличие от предания об Адаме и Еве, Брахма создал человеческих существ сразу
тысячами, по тысяче пар людей каждой из четырех каст. Эти пары очень любили
друг друга и активно занимались любовью, однако детей у них не было. Лишь в
конце жизни у каждой пары появилось по два ребенка, но не половым путем, а
благодаря силе мысли. Так возникли духовные сущности, которые заполонили мир.
Это состояние счастья длилось, пока злые духи и другие боги не совратили людей.
В богах индуисты видели не столько высших созданий, сколько таких, что были
внешне и по природе своей похожи на людей. Выше всех находился «властелин
Вселенной, что правил всем»
[64]
. Мир богов и их взаимоотношений так переплетен и перемешан в индуизме, что я
не рискну вдаваться в детали. Но некоторым богам были подвластны не только
космические путешествия, но и путешествия по воздуху при помощи различных
приспособлений. Все эти летающие объекты были вполне материальны, и возникли
они не на ровном месте.
Различные летательные аппараты со сложной системой вооружения описаны в
священных индийских текстах довольно детально, особенно в ведах, которые
считаются самым древним письменным источником на Земле. Само слово «веда»
означает «священное знание». Также существует
Ригведа
— собрание из тысячи двадцати восьми гимнов, посвященных богам. В
Ригведе
четко и ясно сказано, что все эти летательные объекты попали на Землю из
космоса, а также то, что всем знаниям людей обучили пришедшие извне боги.
|
|