|
«Израильтяне дали миру три подарка, — пишет теолог Лео Ландманн, — монотеизм,
законы морали и истинных пророков. Но также сюда следует отнести и еще один,
четвертый дар — веру в пришествие мессии»
[58]
. Этому заявлению можно возразить — во многих древних культурах также
существовала вера в появление мессии.
Еще в 1919 году теолог Г. В. Шомернз писал
[59]
: «К сильным сторонам, поддерживающим христианство, относится непреложная вера
и уверенность в том, что, в отличие от всех остальных религий, за ними стоит
абсолютная правда».
Я веду к тому, что подобные верования были характерны и для многих других
религий, и все они считали себя «абсолютными и непреложными» или являлись
таковыми для их последователей. Лично я уважаю верования каждого. Но при этом я
предостерегаю от недооценивания других религий — за тысячи лет своего
существования до христианства они не растеряли ни капли своей притягательности.
И во всех религиях в той или иной форме существует идея о спасении и искуплении.
Представители всех религий с тоской возводят очи к небу в поисках божественных
знаков, символизирующих возвращение мессии. На сегодняшний день наиболее
стремительно развивающейся мировой религией является ислам. В священной книге
мусульман Коране Иисус считается одним из пророков, но ни в коем случае не
Мессией или сыном Божьим.
В суре 19 (88–93) четко и ясно говорится: «И сказали [некоторые]: „У
Всемилостивого есть ребенок“. Говоря так, они совершают что-то необычайное (из
ряда вон выходящее)! Если б нечто подобное [наличие ребенка (наследника) у
Творца
всего сущего] можно было бы себе представить, то от ужаса небо начало бы
разрываться на части, земля раскололась бы, а горы разрушились. Быть такого не
может, чтобы у Всемилостивого Бога было дитя!» Подобное же мы читаем чуть
раньше, в аяте 34: «Это — Иисус, сын Марьям (Марии), слово истины, в которой
[некоторые] сомневаются».
Только христианство верит в Иисуса как в Мессию и Спасителя. Все остальные
вероисповедания, даже ислам и иудаизм, не говоря уже об азиатских религиях, так
не считают.
Все религиозные школы мира всегда привлекали к себе лучшие умы и самых
выдающихся мыслителей. Мне до сих пор интересно, как же все эти
светлые головы
, имея, по сути,
один и тот же исходный материал
, приводили к столь разным выводам. И христианство, и ислам, и иудаизм
использовали для экзегез (толкований) одни и те же книги пророков древности. И
мне кто-то еще говорит, что создание экзегез — это точная наука!
Тогда бы у всех толкователей выходили бы одинаковые результаты. Но на практике
у представителей разных религий все получается совершенно по-разному. И каждый
исходит из предпосылок только своей доктрины, независимо от того, верит он в
нее или нет.
В исламе также существуют понятия
Судного дня
и
Страшного Суда
. Я уже цитировал суры 81 и 82. Как и в Откровении Иоанна, в Коране
рассказывается приблизительно то же самое (сура 21, аят 104): «В тот День небо
[
все
небеса, галактики, не только то, что мы, люди, видим над собою, поднимая взор
ввысь] будет скручено, подобно скручиванию листа бумаги. [А после] Мы воскресим
всех столь же легко, как в свое время каждому из них дали жизнь, исполнив
обещанное [нашими пророками и посланниками из числа людей]. Мы сделаем это [нет
в этом и толики сомнения]…» Также Коран вторит Апокалипсису и в следующем (сура
20, аят 102): «Прозвучит [второй] звук горна [и все мертвое оживет]. Грешники в
тот День будут [воскрешены и] собраны посиневшими [всеми частями тела, их глаза
обезумят от увиденного ужаса, а лица почернеют]». Сура же 17, аят 58, сообщает,
что не будет ни одного города, который сможет избежать этой участи.
Когда же это случится? Воля Аллаха тут покрыта тайной (сура 21, аят 40): «Нет
же, Божья кара придет нежданно-негаданно, поразит их немедля [не давая
возможности раскаяться или исправиться; захватит врасплох]. Они окажутся не в
состоянии противопоставить что-либо этому [все их усилия и технологии окажутся
тщетны]. Отсрочек не будет».
|
|